Архитектура Кореи. Ёнчжу Храм Пусокса Павильон Мурянсучжон. Канвон Монастырь Сокванса Павильон Тэынчжон
Архитектура Кореи
В начале X в. один из наиболее крупных корейских феодалов — Ван Гон — сумел снова подчинить себе центральную часть Кореи и в 918 г. объявил свои владения государством Корё (Страна красивых гор, откуда и произошло европейское название Корея). В 935 г. после того, как последний правитель государства Силла отрекся от престола в пользу Ван Гона, произошло новое объединение страны. Столицей государства Корё (918—1392) становится г. Кэгён (Сондо) — современный Кэсон около Сеула.
В этот период еще большее значение приобрели буддийские монастыри, получившие значительные земельные угодья от Ван Гона. Но в X—XI вв. государственная власть все еще крепко держала в своем подчинении не только монастыри, но и крупных феодалов, что в значительной мере способствовало победе над киданями, вторгшимися в страну.
В конце XI в. междоусобные распри между представителями феодальной знати, в которых принимали участие и крупные буддийские монастыри, имевшие свои воинские отряды, привели к ослаблению государственной власти.
В XIII в. Корея испытала нападение монголов, и государство Корё было разорено войсками кочевников.
В первые годы сложения государства Корё в стране наблюдался значительный подъем производительных сил. Большого процветания в этот период достигли наука и искусство. Памятники архитектуры государства Корё, сохранившиеся до настоящего времени в различных областях страны, также свидетельствуют о значительном творческом развитии традиций, сложившихся в государствах Когурё и Силла.
Вплоть до наших дней сохранялись монументальные основания дворца Манвольдэ в Кэсоне, которые были разрушены американской авиацией в 1952 г. Согласно письменным источникам, дворец был сооружен в 919 г. на склоне горы. Огромный комплекс имел мощные оборонные стены с 20 воротами.
От периода государства Корё дошел также ряд крепостных сооружений. Крепость Кучу (начало X в.), находящаяся в провинции Северная Пхёнан, где сохранились стены и земляные валы, в XIII в. служила мощной опорой в борьбе корейского народа против монгольского нашествия, возглавляемой полководцем Паксо. В окрестностях Ыйжу (провинция Северная Пхёнан) уцелели остатки крепостной стены, тянувшейся от уезда Ыйжу на большое расстояние.
Но особенно значительное место в этот период занимала культовая архитектура, успешно развивавшаяся благодаря огромным материальным ресурсам, которыми владело буддийское духовенство.
В Кымгансанских (Алмазных) горах и других живописных местах в X—XIII вв. сооружаются замечательные ансамбли монастырей Цзананьса, Пхноуньса, Кванымса, Пхёхунса, Чананса и др., многие из которых были уничтожены во время последней войны.
Храмовые павильоны (чжон), построенные из ценных пород дерева, и каменные пагоды, сохранившиеся от X—XIII вв., показывают значительное изменение общего характера сооружений, хотя архитектурные формы этого времени продолжают развиваться на основе сложившихся ранее традиций.
В деревянных постройках такого типа уже в период государства Когурё была разработана конструктивная система из столбов, балок, обвязок и кронштейнов (тугон), подобных китайским доугунам, о чем свидетельствуют изображения отдельных деталей в росписях древних гробниц. В период государства Корё эта система, обеспечившая рациональную передачу давления от далеко выступающей над стенами черепичной крыши, значительно усложняется, и отдельные, ранее только конструктивные элементы обогащаются декором. В конце периода Корё в деревянной архитектуре складывается новый стиль «чусимпхо»: опоры тугон располагаются только над столбами и конструкции кровли не закрываются кессонным потолком, как это было ранее при традиционном стиле «тапхо».
Среди храмовых сооружений особый интерес представляет наиболее ранний павильон Мурянсучжон (1376) храмового ансамбля Пусокса, построенного в Енчжу (провинция Северная Кёнсан). Деревянный прямоугольный в плане павильон имеет площадь основания около 20х20 м. Он возведен на высоком каменном стилобате, сложенном из массивных, грубо обтесанных блоков, что придает павильону характер особой легкости.
![Ёнчжу. Храм Пусокса. Павильон Мурянсучжон, XIII в. Разрез Ёнчжу. Храм Пусокса. Павильон Мурянсучжон, XIII в. Разрез](images/foto-tom9-527-1.jpg)
Ёнчжу. Храм Пусокса. Павильон Мурянсучжон, XIII в. Разрез
В павильоне Мурянсучжон в стиле «чусимпхо» шесть массивных столбов-стоек круглого сечения образуют по фасаду пять широких проемов, заполненных легкими деревянными решетками, через которые свет проникает во внутреннее пространство здания. Три центральных проема имеют входные двухстворчатые ажурные двери. Над каждым из столбов расположен пучок кронштейнов расширяющейся кверху формы. В отличие от более ранней формы кронштейнов, которые состояли из двухъярусных далеко отстоящих друг от друга выступов, как это видно в изображении их на стенах древнего двухколонного погребения, здесь очень тесно расположенные кронштейны помещены только над капителями с тонкими деревянными прокладками на вершине опорных столбов.
Пол здания кирпичный. Массивная двускатная крыша с огромным свесом благодаря поднятым и далеко вынесенным углам не подавляет своей тяжестью одноэтажное сооружение, а как бы парит над ним, скрывая в тени систему кронштейнов. В целом павильон Мурянсучжон, отличающийся своими простыми, четкими формами, можно по праву рассматривать как замечательное произведение средневекового зодчества Кореи.
![Провинция Канвон. Монастырь Сокванса. Павильон Тэынчжон, 1386 г. Провинция Канвон. Монастырь Сокванса. Павильон Тэынчжон, 1386 г.](images/foto-tom9-528-1.jpg)
Провинция Канвон. Монастырь Сокванса. Павильон Тэынчжон, 1386 г.
Не менее характерен для архитектуры государства Корё и второй деревянный павильон Тэынчжон буддийсжого монастыря Сокванса, который был сооружен в горах провинции Канвон в 1386 г. Этот замечательный памятник корейской архитектуры был уничтожен американцами во время войны.
От павильона Мурянсучжон этот павильон отличался большой декоративностью своих форм. Длина павильона по фасаду 21 м, ширина — около 11 м. Круглые опорные столбы павильона имели каменные базы, а двойной массивный архитрав был украшен росписью орнаментального характера. В отличие от системы кронштейнов «тутой» павильона Мурянсучжон с размещением выступов над столбами в павильоне Тэьшчжон они располагались по всей длине архитрава и имели вид узких зубчатых шестиярусных кронштейнов, создававших игру светотени на фасаде. Низкая крыша с большим выносом и далеко выступающими поднятыми углами не нарушала общей массы сооружения с его малой расчлененностью форм и способствовала впечатлению единства от всей архитектурной композиции в целом.
Связь этих храмовых сооружений с природой проявляется в растворении построек среди парковых ансамблей, в окружении их деревьями. Ажурные легкие перегородки между столбами позволяют сочетать внутреннее пространство с окружающим парком.