Архитектура Кореи. Кымгансанские горы «Висящий» храм Боддеккуль. Пхеньян Пагода храма Хонбокса. Сеул Пагода храма Кэнчэнса. Вончжу пагода храма Хынбэбса. Монастырь Кодарвон пагода Хэдин. Сеул пагода Хёнмётхап храма Попченса - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Кореи. Кымгансанские горы «Висящий» храм Боддеккуль. Пхеньян Пагода храма Хонбокса. Сеул Пагода храма Кэнчэнса. Вончжу пагода храма Хынбэбса. Монастырь Кодарвон пагода Хэдин. Сеул пагода Хёнмётхап храма Попченса

Архитектура Кореи
    Забота об уединении и тишине заставляла зодчих для сооружения храмовых ансамблей искать не только живописные, но и удаленные от больших и шумных путей места. «Отрезанным от мира» выглядит «висящий» над обрывом скит Боддеккуль, построенный в Кымгансанских горах. Здание сооружено на разных уровнях крутого склона горы и кажется повисшим над бездной. Одной своей стороной оно опирается на два высоких тонких столба, укрепленных в скале.
    Эволюция архитектурного стиля периода государства Корё особенно ярко проявляется в каменных пагодах-башнях. Строгие и простые квадратные каменные пагоды периода государства Силла с прямыми выступами ярусов, нарочито грубой обработкой поверхностей в X—XIII вв. сменяются более сложными конструкциями, в которых заметно стремление к декоративности, к отказу от строгой лаконичности форм. Шести- и восьмиугольные пагоды становятся выше и украшаются скульптурными горельефами с изображениями божеств. Выступающие ярусы с массивными карнизами отличаются тонкой профилировкой и плавной линией скатов, а их ступенчатые опоры — «патчхим» — становятся более тонкими.
Кымгансанские горы. «Висящий» храм Боддеккуль
Кымгансанские горы. «Висящий» храм Боддеккуль
Пхеньян. Пагода храма Хонбокса
Пхеньян. Пагода храма Хонбокса
    Характерной для архитектуры государства Корё является шестигранная семиярусная каменная пагода храма Хонбокса, в настоящее время стоящая перед входом в Пхеньянский центральный исторический музей. Пагода возвышается на высоком ступенчатом шестигранном основании, в верхней части украшенном рельефными лепестками лотоса.
    На основании установлен шестигранный столб, несущий выступ в виде карниза, также украшенный снизу лепестками лотоса. Все семь ярусов пагоды-башни, постепенно сокращающиеся к вершине, украшены по граням столба маленькими нишами со статуями сидящего Будды. Шестиугольные выступы ярусов с плавными изгибами скатов отличаются от более ранних поднятыми углами.
    В архитектуре XI—XIV вв. стремление к большей пышности и декоративности сооружений отчетливо проступает в формах каменной девятиярусной пагоды высотой 15 м, стоящей около храма Вольчонса (XI в.), находящейся в горах Одэсан провинции Канвон. По определению корейских историков искусства, она является наиболее значительной в художественном отношении среди всех пагод периода Корё.
    Пагода имет форму октагона, расчлененного массивными восьмиугольными выступами ярусов с поднятыми углами, украшенными подвесными колокольчиками, и плавной линией скатов. Подножие пагоды орнаментировано рельефными лепестками лотосов. В отличие от всех других каменных пагод Кореи она завершена высоким железным ребристым стержнем, как бы поднимающимся из каменного цветка лотоса с выступающим кольцом с колокольчиками. Весь стройный облик пагоды Вольчонса производит впечатление особой торжественности и пышности. Тектоничность основных форм здесь гармонично сочетается с декоративностью всего сооружения в целом.
    Интересна по своему замыслу и сложности конструктивного решения мраморная пагода храма Кэнчэнса, сооруженная в Кэпхуне в 1348 г. и перенесенная в Сеул в парк дворца Кёнбоккун после ее вывоза в начале XX в. в Японию и возвращения. Десятиярусная башня стоит на сложном тройном крестообразном основании. Три нижних этажа в плане также имеют крестообразную форму. Верхние семь квадратных этажей башни с обходными террасами увенчаны четырехугольными, приподнятыми по углам крышами. Высота пагоды 16 м. Верхняя часть пагоды была частично разрушена японскими солдатами в XVI в. Пагода лишена единства и монолитной целостности, характерных для ранних каменных пагод. В 1960 г. она была реконструирована.
Сеул. Фрагмент пагоды храма Кэнчэнса, 1348 г.
Сеул. Фрагмент пагоды храма Кэнчэнса, 1348 г.
    Помимо каменных пагод в государстве Корё сооружались и кирпичные, близкие по своим формам к китайским башням периода Тан.
    К этому же времени относится целый ряд каменных мемориальных пагод типа ступы, отличающихся как тонкой пластикой своих деталей, так и общей скульптурной трактовкой. Пагода храма Хынбэбса сооружена в память монаха Цзинь Гуна в Вончжу провинции Канвон. Это одна из ранних пагод типа ступы в Корее (940), в настоящее время перенесена в Сеул в парк дворца Кёнбоккун. Она повторяет форму каменных фонарей, которые сооружались около храмов еще в государстве Силла.
    Пагода высотой 2,6 м состоит из массивного столба, украшенного рельефной резьбой с изображением драконов среди клубящихся волн, покоящегося на шестиугольном цоколе с венком из лотосовых лепестков. Такой же лотосовый узор украшает и верхнюю часть столба, служащую основанием для верхнего шестигранного столба с выгравированным изображением дверцы, увенчанного тяжелой шестиугольной крышей с поднятыми углами.
Корея Пагоды
Корея Пагоды
1 — провинция Канвон, г. Вончжу, пагода храма Хынбэбса, 940 г.; 2 — окрестности г. Рёчжу, монастырь Кодарвон, пагода Хэдин, 975 г.
Корея Пагоды
Корея Пагоды
3 — г. Сеул, пагода Хёнмётхап храма Попченса, 1085 г.
    Близкая по форме каменная пагода-ступа находится в монастыре Кодарвон, около г. Рёчжу провинции Кёнги. Она была сооружена в 975 г. в память основателя храма монаха Вычжона. Как и пагода храма Хынбэбса, эта пагода по своей форме напоминает храмовый фонарь, но отличается более пропорциональным членением своих масс. На ее нижней цилиндрической части высечена скульптурная композиция в виде драконов, тела которых выступают из клубящихся облаков. Шестигранный массивный столб завершается крышей с поднятыми по углам выступами в виде акротерий (анг-хва) и с низкой урной в центре.
    Большой известностью пользуется гранитная пагода-ступа Хёнмётхап (1085) храма Попченса около Вончжу, находящаяся в настоящее время около музея в Сеуле. Она сооружена на четырехугольном ступенчатом основании с волютообразными выступами по углам. Ее квадратный столб разделен выступом карниза сложного очертания. Верхняя часть столба имеет вид ковчега с дверцей под массивной, далеко выступающей крышей в форме балдахина с навершием в виде урны с многолопастным зонтом и шаром вверху. Все стороны столба и основания покрыты тонкой орнаментальной резьбой, которая гармонично сочетается с общей архитектурной композицией. В этом небольшом по размерам (высота 6 м), но монументальном сооружении замечательно выражен синтез архитектурных и скульптурных форм.
    Подобные пагоды-ступы, свидетельствующие о стремлении корейских зодчих к синтезу архитектуры и скульптуры, встречаются и в других местах Кореи. Они говорят о значительной эволюции стиля и богатстве композиционных замыслов в период государства Корё, особенно в первые века, когда наблюдался значительный подъем культуры, обусловленный укреплением экономики после объединения страны.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому