Архитектура Кореи. Государство Корё. Политическое и экономическое развитие. Погребения. Гробница Конмина
Архитектура Кореи
От времени государства Корё кроме культовой архитектуры сохранились также и отдельные погребения.
Известным погребальным комплексом являются гробницы Хённын и Чоннын 31-го правителя государства Корё Конмина и его жены китайской княжны, сооруженные в уезде Кэпхункун, около деревни Хясенри, у южного склона горы Понмёнсан. Огромный погребальный комплекс сооружался в течение семи лет (1365—1372) и потребовал большой затраты средств. Конмин, будучи художником, создал собственноручно проект гробницы для своей умершей жены и лично руководил ее строительством. Позднее, в 1373 г. он построил рядом и вторую гробницу для себя.
Уезд Кэпхункун. Окрестности деревни Хясенри. Гробница Конмина, деталь, 1373 г.
Место для погребения выбрано исключительно удачно. Все сооружения комплекса — гробницы, стены и площадки террас, расположенные на разных уровнях в склоне горы, окружены лесами, как бы замыкающими сооружения. Обе гробницы, расположенные рядом на верхней террасе, имеют вид круглых холмов, окруженных подпорными гранитными стенами. Диаметр гробниц 12,73 м, но высота различная. Гробница Хённын, где похоронен Конмин, достигает высоты 6,06 м, а гробница его жены Чоннын — лишь 4,55 м.
С задней стороны обе гробницы замкнуты подковообразной невысокой стеной-ширмой (высота 1,36 м) из 12 гранитных стел, длиной каждая 3,43 м. Стелы украшены рельефными изображениями 12 небесных духов, которые стоят на фоне облаков в виде человеческих фигур с головами животных, обозначающих циклы традиционного летоисчисления.
На южной открытой стороне расположены три широкие, постепенно поднимающиеся к погребениям террасы с небольшими лестницами, огражденными перилами в виде полукругов. На террасах друг против друга возвышается восемь каменных фигур (3,3 м высоты). Четыре статуи военачальников в доспехах и чиновников, как бы стоящих на страже, расположены на нижней террасе, а четыре статуи сановников помещаются друг против друга на средней. Вокруг погребальных холмов расположены также восемь фигур лежащих баранов. Перед входом в гробницы на верхней террасе установлены стелы высотой 2 м и каменные фонари высотой 2,8 м, богато орнаментированные в верхней части буддийскими эмблемами в виде лотосов и «драгоценных» шаров.
В композиции ансамбля гармонично сочетаются архитектурные формы с природным окружением. Впечатление уединенности и торжественности усилено фигурами воинов и сановников, как бы застывших в сдержанных позах. Это погребение по праву считается одним из лучших погребальных ансамблей государства Корё.
Развитие производительных сил способствовало значительному подъему всех творческих сил народа и расцвету культуры и искусства. Такие виды художественного творчества, как живопись и скульптура, достигли в X—XIII вв. значительных успехов. Но особенно большое значение получило производство керамики, которая отличалась своеобразием и высокими художественными качествами.
В архитектуре этот подъем нашел свое выражение в освоении и применении новых художественных приемов и технических средств, в стремлении к пышности и декоративности. Постепенно стали отказываться от суровых и строгих форм прошлых веков. В каменной архитектуре начинают применять скульптурные рельефы и фигуры, которые хорошо сочетаются с композицией сооружения. В деревянных парадных постройках народное творчество проявилось в богатых полихромных росписях наружных стен и интерьеров, а также в сложных формах резных кронштейнов.
Подъем искусства и архитектуры периода Корё был приостановлен в середине XIII в. вторжением в страну кочевников-монголов, которые, несмотря на героическую борьбу корейского народа на протяжении свыше 40 лет, установили свое господство. Почти 100 лет государство Корё было вассалом монгольской империи Юань.
В середине XIV в., воспользовавшись ослаблением монгольской империи Юань, корейское правительство при поддержке народа начинает борьбу за освобождение от чужеземного гнета, которая привела после свержения в Китае в 1368 г. монгольской династии Юань к полному освобождению Кореи от монгольского ига.
Возникшая в 70—90-е годы XIV в. борьба между различными группами господствовавшего класса феодалов за власть в стране закончилась лишь в 1392 г. с приходом к власти руководителя партии реформ или новой партии Ли Сон Ге, провозгласившего себя правителем, известным под именем Тхечжо (1392—1398). Он перенес столицу из Кэсёнга в Ханьян (современный Сеул) и основал новую династию Ли (1392—1910), превратив Корею в централизованное государство под названием Чосон.
В период правления династии Ли корейский народ испытал на себе жестокую эксплуатацию со стороны феодалов и выражавшей их интересы правящей клики. Непосильные поборы дворян-янбаней разоряли крестьянство и приводили к порабощению ремесленников и народных мастеров.
В конце XVI в. в Корею вторглись полчища японского полководца Хидэёси. Сеул, Пхеньян и ряд других городов были захвачены и подверглись разграблению: многие художественные памятники Кореи были разрушены и погибли в огне пожаров. Вторжение японских войск было приостановлено корейским народом, мужественно поднявшимся на борьбу против иноземных завоевателей. В 1597 г. японские войска были разгромлены и покинули Корею.
В 20—30-е годы XVII в. Корея снова подверглась нашествию теперь воинственных маньчжуров. Несмотря на тяжелые годы войны и иноземной оккупации страны, корейский народ нашел в себе силы для сохранения и дальнейшего развития созданной им культуры.