Архитектура Кореи. Кёнчжу Монастырь Пульгукса пагода Сэккатхап, пагода Таботхап - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Кореи. Кёнчжу Монастырь Пульгукса пагода Сэккатхап, пагода Таботхап

Архитектура Кореи
Схематическая карта Кореи
Схематическая карта Кореи
    Из трех государств — Когурё, Пякче и Силла, существовавших на территории Корейского полуострова в первые века нашей эры — наиболее сильным оказалось государство Силла. Оно вступает с Китаем в военный союз и с его помощью уничтожает в 663 г. государство Пякче, а в 668 г. и Когурё. В дальнейшем после изгнания войск Танской империи к концу VII в. происходит объединение страны и Силла становится единственным государством на территории Кореи (VII—X вв.).
    Время возникновения феодальной формации в Корее точно еще не установлено. Но уже к VI в. в Корее складываются феодальные отношения, а после объединения страны происходит дальнейшее развитие феодализма, вызванное ростом производительных сил.
    Столица государства Силла — Кёнчжу, расположенная на юге страны, — занимала большую площадь и была обнесена высокой крепостной стеной с рядом ворот. Согласно дальневосточным традициям в области строительства городов Кёнчжу отличался правильной регулярной планировкой и состоял из прямых перекрещивающихся улиц, образующих 1360 жилых кварталов.
    В центральной части Кёнчжу находился королевский дворец, окруженный великолепным парком Анабди с легкими павильонами и беседками, служившими для увеселений. В парке на берегах пруда и извилистых каналов, украшенных мостиками, было много редкостных растений. Искусственные скалы из камней причудливой формы служили созданию красивых пейзажей (в XVI в. Кёнчжу был разрушен японскими завоевателями, и до наших дней дошли лишь руины).
    В VI—VII вв. буддизм был признан официальной религией государства Силла, в связи с чем по всей стране развертывается строительство многочисленных культовых сооружений.
    В окрестностях Кёнчжу, среди живописной природы, были расположены великолепные храмовые ансамбли — Сочэнванса, Бондокса, Камынса и частично сохранившийся до наших дней в своем первоначальном виде наиболее известный и изученный ансамбль Пульгукса.
    Ансамбль Пульгукса (Монастырь царства Будды) со всеми его многочисленными постройками, которых первоначально было около 70, расположен на лесистом склоне горы Тхохамсан, около Кёнчжу (сохранились сведения, что он был сооружен по совету сановника Ким Дай Суна в 751 г., а в 1350г. перестроен). Планировка ансамбля отличается четким симметричным распределением главных зданий и других сооружений на склоне горы. Парадный вход и главное здание — храм Тэынчжон, как и многие другие сооружения ансамбля, сильно пострадали от пожара во время вторжения японских войск в Корею в 1592—1598 гг., но в XVIII в. были восстановлены. По своему характеру они напоминают дворцовые светские сооружения этого периода.
    В первоначальном виде сохранились каменные лестницы, пагоды и каменные фонари VIII в., дающие представление о монументальных архитектурных формах того времени. Каменная лестница ансамбля Пульгукса круто поднимается двумя маршами к парадным воротам храма, сооруженным из дерева в виде открытого павильона с колоннадой, возвышающегося на террасе, укрепленной каменной опорной стеной.
Окрестности Кёнчжу. Монастырь Пульгукса, 751 г. Главный вход, план
Окрестности Кёнчжу. Монастырь Пульгукса, 751 г. Главный вход, план
    Арка, поддерживающая площадку лестницы, представляла для того времени своеобразный конструктивный прием расположения вытесанной арки под площадкой, что создает впечатление легкости сооружения. Опорные конструкции под верхним маршем повторяют деревянные конструкции. Лестница не имеет перил и лишь на площадках фланкируется столбами. Павильон покрыт мощной четырехскатной черепичной крышей со слегка поднятыми углами и далеко выступающим свесом.
    С двух сторон от главного входа, по углам террасы, расположены открытые шестиколонные павильоны, также с большими четырехскатными крышами.
    Перед храмом в западной и восточной сторонах главного двора сохранились две замечательные каменные пагоды, являющиеся уникальными памятниками раннего зодчества Кореи. Монументальная гранитная пагода Сэккатхап (пагода Сакьямуни), сооруженная в середине VII в., — классический образец типа пагоды-башни (высота 7,8 м). На массивном широком двухступенчатом постаменте она возвышается в форме квадратного столба с тремя ритмично расположенными крышами, образующими три яруса, постепенно уменьшающиеся к верхней части, завершенной навершием в форме почки лотоса.
Окрестности Кёнчжу. Монастырь Пульгукса
Окрестности Кёнчжу. Монастырь Пульгукса 1 — пагода Сэккатхап; 2 — пагода Таботхап
    Пагода Сэккатхап отличается строгой простотой своих форм, а выступающие по углам столба и на постаменте узкие пилястры свидетельствуют о заимствовании мастерами приемов деревянного зодчества. Три ее монолитные, сильно выступающие крыши с пятиступенчатыми карнизами (патчхим) в нижней части создают своеобразную игру светотени, нарушая этим суровый облик башни.
    Более сложное сооружение — пагода Таботхап (Пагода сокровищ), которую называют «матерью всех каменных корейских пагод». Она сооружена в 751 г. из гранита и находится перед храмом в восточной части двора. Пагода в виде открытой квадратной четырехстолпной беседки стоит на высоком постаменте, сложенном из массивных каменных призм. С каждой стороны расположены круто поднимающиеся лестницы. Высота пагоды — 10 м. В верхней части она завершается сложной конструкцией в форме буддийского ковчега «сарира» и подражает в отдельных своих частях деревянным сооружениям. На плоской крыше, покоящейся на массивных столбах (40 см сторона столба), расположены три открытых яруса с обходными открытыми балконами, которые имеют ограждения в виде тонких стволов бамбука, высеченных из камня.
    Низкие столбы, несущие крыши ярусов, также высечены в виде стволов бамбука. Фриз с лепестками лотоса, священного цветка буддистов, отделяет второй ярус от верхнего, увенчанного монолитным каменным зонтом восьмиугольной формы (4,5 м в диаметре), с высоким навершием над ним в виде стержня с выступающими поясами. С двух сторон постамент украшен фигурами сидящих львов — хранителей, которые, очевидно, первоначально были расположены со всех четырех сторон.
    Сложная композиция пагоды Таботхап, несмотря на массивность основания и столбов в нижней части, все же производит впечатление взлета легких масс и особой торжественности. Ее открытые ярусы как бы пронизаны воздухом и гармонично растворяются в окружающей природе.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому