Архитектура Монголии XVI — начала XX в. Улан-Батор Монастырь Гандан Цокчин, Монастырь Да-хуре Храм Чжидар-аймака - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Монголии XVI — начала XX в. Улан-Батор Монастырь Гандан Цокчин, Монастырь Да-хуре Храм Чжидар-аймака

Архитектура Монголии > Архитектура Монголии XVI — начала XX в.
    Начиная с половины XVII в. в Халхе создается ряд законченных ансамблей, целиком выполненных в национальных формах Монголии (монастыри Барун-хуре, Да-хуре, Цзун-хуре и др.), хотя к этому времени китайские и тибетские традиции уже получили распространение в Северной Монголии.
    Кочующие монастыри, сыграв ведущую роль в становлении архитектуры второй половины XVI и XVII вв., постепенно, на протяжении XVIII столетия, стали оседать. В районах с редким населением они сохранялись еще очень долго. Монголы и в оседлых монастырях продолжали возводить храмы сборно-разборной конструкции.
    Строительство юртообразных — круглых в плане зданий и зданий типа Цокчин — продолжалось и на протяжении последующих столетий. Так, например, в 1838 г. в Гандане (Улан-Баторе) были построены два здания типа Цокчин. Деревянный каркас одного храма с размерами в плане 30х30 м существует до настоящего времени. Фахверковые стены имели смешанное заполнение (решетка и доски) и устанавливались на цоколе из серого гранита. Кровля — мягкая, по жердям, поддерживалась 64 колоннами.
    Так как здание представляло собой своего рода лекционный зал буддийского учебного заведения, зодчие предусмотрели хорошее освещение его интерьера. Свет проникал через сплошную ленту окон в стене. Цокчин в Гандане — образец редких в старой Монголии построек, сооруженных специально для учебных целей буддистов.
    Постройки монгольской архитектуры, как правило, одноэтажные. Композиция их фасадов такова, что главенствующая роль принадлежит крыше, которая по своему объему доминирует в общем облике здания.
Улан-Батор. Монастырь Гандан. Цокчин, 1838 г
Улан-Батор. Монастырь Гандан. Цокчин, 1838 г. Общий вид (фотография 1946 г.), разрез — справа пунктиром показана схема возможного расширения храма, план, деталь стены
Схемы планов храмовых зданий монгольской и монголо-китайской архитектуры
Схемы планов храмовых зданий монгольской и монголо-китайской архитектуры
    Аймачные храмы некоторых монгольских монастырей в плане представляли собой сочетание двух окружностей, или двух квадратов, или окружности и квадрата. У некоторых аймачных храмов второй объем выполнялся в виде позднейшей китайской деревянной пристройки в форме вытянутого прямоугольника.
    Круглые и квадратные в плане постройки небольших размеров строились иногда в северных районах Халхи (в монастыре Гандан на р. Тэс, в Аршан-дугуне на р. Иро и др.) с бревенчатыми стенами.
    Фахверковые стены обычно красили в два цвета. Каркас (обвязки и стойки) всегда окрашивали масляной краской в темно-красный цвет, дощатое заполнение — чаще всего в белый цвет известковой побелкой, а в богатых храмах — масляной краской. Реже встречалась желтая и темно-красная окраска заполнения. Заполнение в виде решетки и оконные решетки обычно окрашивались масляной темно-красной краской.
    Уклон крыш в различных постройках колеблется от 25 до 40°. Покрытие крыши применялось трех видов: мягкое (или сменное), жесткое (или постоянное) и комбинированное. Мягкое покрытие, наиболее древнее, состояло из несущей обрешетки и собственно покрытия: зимой из войлока, летом из бумажной материи.
    К недостаткам мягкого покрытия следует отнести короткий срок его службы (3—4 года) и весьма непривлекательный вид крыши к концу этого срока. Кроме того, она не имела выносного карниза и во время дождей вода стекала по стенам. Сменное покрытие было удобно лишь летом, обеспечивая хорошую вентиляцию храма.
    Жесткое покрытие было, наоборот, постоянным и представляло собой довольно совершенную конструкцию в виде деревоплиты. Последняя выполнялась из досок толщиной 8—10 см (обычно сосновых) и шириной 10—12 см, которые в продольном направлении плотно соединялись на шпонках. В конусообразных крышах доски деревоплиты имели переменную ширину.
    Годовые слои древесины смежных досок были направлены в разные стороны. Этим достигалась незначительная деформация всей плиты от переменной влажности. Очень тщательная подгонка реек давала возможность такому покрытию работать как монолитной плите.
    Основное преимущество деревоплиты как покрытия — относительно долгий срок службы и хорошая защита здания от холода и дождя. Плита позволяла делать свес кровли (обычно от 40 до 60 см) и этим обеспечить хороший отвод воды от стен.
    Конусообразные кровли круглых построек украшались особым рисунком «халцза», который наносился красной краской по белому или желтому полю.
    Пирамидальные крыши и крыши построек типа Цокчин украшались орнаментом, который у ламаистов получил название «эрихе» (четки) или «толи» (зеркало - по буддийской символике в зеркале отражаются как добрые, так и дурные деяния каждого человека) и состоял из трех полос: двух черных и красной между ними. На черных лентах повторялся рисунок из белых или желтых кругов.
    На крышах ламаистских храмов иногда размещались скульптурные украшения, связанные с буддийской символикой и устанавливаемые согласно канонам только в определенном месте. Главнейшие из них танчжир, чжалцаны и хурдэ. Танчжир («полный сокровищ») — это сосуд с вытянутым горлом и закругленной вершиной. Он делался чаще всего из листовой золоченой меди и устанавливался в самой верхней точке крыши.
    Чжалцан, т.е. «знак победителя», представляет собой полый цилиндр, сделанный из золоченой меди и надетый в вертикальном положении на древко или из разноцветной ткани (желтой, красной и синей).
Улан-Батор. Монастырь Да-хуре
Улан-Батор. Монастырь Да-хуре. 1 — юртообразный храм, XVII в. На крыше орнамент «халцза». 2 — чжалцан — знак победителя
Юртообразный храм. Интерьер
Юртообразный храм. Интерьер. На первом плане буддийский алтарь. Видны рама жесткости и тон
    Над входом в храм устанавливали позолоченное изваяние «хурдэ» — восьмирадиусное колесо, на которое, подняв свои головы, смотрят две стоящие на коленях газели.
    На храмах иногда еще устанавливали своеобразные медальоны с тибетскими надписями, по своей форме напоминающие лист лотоса.
    Поддерживающая часть крыши состояла из колонн, обвязок, жесткой рамы и тона с короткими стойками. В простейших постройках небольшого размера тон непосредственно укладывался на четыре колонны. В круглых зданиях колонны располагались по окружностям, в квадратных зданиях и храмах типа Цокчин — чаще всего по квадрату. Но встречалось и иное расположение колонн.
    Обычно колонны в сечении были круглыми с диаметром от 16 до 32 см и многогранные. Вместо капителей по колоннам всегда укладывались подбалки.
    Жесткие рамы делали в форме круга или квадрата. Массивные элементы жестких рам были прямоугольного сечения и достигали размера 40x40 см и даже больше. Мелкие постройки не имели жестких рам, а в храмах типа Цокчин рамы заменялись центральным объемом, который, имея наверху фахверковые стенки, обладал достаточной жесткостью.
Улан-Батор. Монастырь Да-хуре. Храм Чжидар-аймака; XVIII в. План
Улан-Батор. Монастырь Да-хуре. Храм Чжидар-аймака; XVIII в. План. Оригинальное расположение колонн
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому