Архитектура Непала. Бхактапур Храм Нарайяна. Нагарджуна «макары». Катманду - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Непала. Бхактапур Храм Нарайяна. Нагарджуна «макары». Катманду

Архитектура Непала
    Об архитектуре Непала до XIII в. судить трудно по немногим случайно сохранившимся памятникам. По всей вероятности, большинство сооружений в долине Катманду воздвигалось из дерева, глины и других недолговечных материалов.
    Однако по свидетельствам китайского паломника Сюан Цзаня, посетившего Непал в VII в., в городах долины Катманду возвышались многоэтажные дворцы, храмы, монастырские здания с многочисленными залами, террасами и галереями, в декоративном убранстве которых широко применялись скульптура и живопись. Девятиэтажный дворец Кайласа Бхаван в Део Патане (нынешний Катманду) с многоколонными залами, вмещавшими более 10 тыс. гостей, был так прекрасен, что подобного ему Сюан Цзань не видел ни в Китае, ни в какой другой стране.
    Очевидно, развернувшееся в VI—VIII вв. крупное монументальное строительство в Непале было связано с периодом формирования феодализма и укрепления централизованной власти. Это было время процветания довольно сильного государства династии Личивана, которое в VII в. сумело, объединившись с Тибетом, предпринять военный поход против Индии.
Бхактапур. Храм Нарайяна VII в. Реставрирован
Бхактапур. Храм Нарайяна VII в. Реставрирован
    Один из немногих уцелевших памятников этой эпохи — храм Чангу Нарайяна в Бхактапуре (325 г., по другим источникам VII в.) неоднократно реставрировался.  Это квадратное в плане кирпичное здание с двухъярусной четырехскатной крышей, подпертой подкосами, представляет характерный образец непальской архитектуры. Ему подобен другой храм этой же эпохи — Човер, в 7 км юго-западнее Катманду.
    Расцвет архитектуры Непала наступает в XIII в. в период династии Маллы (выходцев из Раджпутаны — Индия), 1200—1769 гг. Консолидации непальского феодального государства и расцвету строительной и художественной культуры способствовала благоприятно сложившаяся в это время историческая обстановка. Позиции Непала как независимого государства укрепляются в связи с ослаблением Индии, подвергшейся завоеванию со стороны иноземных мусульманских феодалов. С распространением ислама и гонений на иноверцев в Индии в Непал устремился большой поток индусов-беженцев. Среди них помимо феодалов, торговцев и ремесленников находились опытные строители храмов, скульпторы и живописцы, не находившие применения своего труда на родине.
    Дошедшие до нас храмы и дворцы XIII—XVIII вв. в долине Катманду, по всей вероятности, продолжали традиции мастеров, строивших в долине Ганга (современные индийские штаты Бенгалии и Бихара) в первых веках нашей эры, т.е. в период процветания государства Магадхи, а также во времена правления индийских династий Пала и Сена (VIII—XIII вв.).
    Судя по описанию китайского паломника Сюан Цзаня (VII в.), это были здания из дерева и красного обожженного кирпича с высокими многоярусными двускатными и четырехскатными крышами, покрытыми яркой кровельной черепицей или листовой медью, иногда позолоченной.
    Сохранившиеся в местечке Нагарджуна (в 4 км от Катманду) так называемые «водяные сады» (около XVI—XVII вв.) с искусственными водоемами, действующими фонтанами, скульптурой, искусно размещенной среди редких растений и цветов, по своему характеру аналогичны индийским, известным также по описанию Сюан Цзаня. Здесь в скульптуре встречается тот же старинный излюбленный мотив чудовища «макары», из пасти которого струится вода.
Нагарджуна (окрестности Катманду). Желоб с рельефным изображением «макары»
Нагарджуна (окрестности Катманду). Желоб с рельефным изображением «макары»
    Искусными зодчими, скульпторами и художниками славились невары — наиболее развитой народ Непала, — составляющие основное население долины Катманду. Происхождение неваров до сих пор не установлено. Некоторые ученые относят неваров к североиндийским народностям, другие — к народам из Малабара — крайнего юга, третьи связывают их происхождение с древнейшими миграциями населения Китая.
    Главным строительным материалом для городских построек долины Катманду служил и продолжает служить обожженный красный кирпич, обладающий большой прочностью, благодаря особым качествам местной глины. Улицы, замощенные кирпичом еще в XIII в., остаются до сих пор неповрежденными. Камень употребляется лишь для облицовки важных построек, либо в виде булыг и щебенки для фундаментов. Дерево широко используется для стеновых и фахверковых конструкций и перекрытий, а также для оконных и деревянных обрамлений и полотнищ. В декоративном убранстве зданий Непала, так же, как и в Бенгалии, широко применяется терракота.
    В культовых и гражданских зданиях Непала из кирпича и камня клинчатая арка и свод не применялись, а выкладывались ложные своды путем напуска кирпича или камня. Основная несущая конструкция непальских зданий — стоечно-балочная система с применением кронштейнов и консолей.
Катманду. Центр города
Катманду. Центр города
    Жилые дома в большинстве фахверковые. Мощные деревянные столбы первого этажа поддерживают вторые этажи, как правило, из обожженного красного кирпича. Стены третьего этажа с легким глинобитным заполнением оштукатурены и побелены. Двускатная крутая стропильная крыша с большим выносом, покрытая черепицей, поддерживается снизу мощными деревянными резными подкосами. Нависающие над тротуарами крыши защищают пешеходов от палящих лучей солнца. Часто концы крыш загнуты вверх. Крыши соседних домов плотно прилегают друг к другу, и во время сильных дождей вода с крыш стекает мощным потоком, не заливая стен.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому