Архитектура Непала. Катманду Жилые дома, декор и скульптура - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Непала. Катманду Жилые дома, декор и скульптура

Архитектура Непала
    Планировочная структура и застройка городов Катманду сложились главным образом между XIII—XVIII вв. Особенно интенсивно застраивались города во времена наивысшего расцвета Непальского государства (в XIV—XV вв.) при правителе династии Малла Джаяститхи (1386—1429) и его преемниках. Большое строительство велось также в первой половине XVIII в. при радже Бхуматиндре.
    К этому периоду и относятся наиболее яркие и характерные памятники Непала.
    Столичные резиденции Бхактапур, Лалитпур и Киртипур — трех соперничавших между собой княжеств возникли почти одновременно в конце XIII в. Все три города были обнесены высокими кирпичными стенами с укрепленными воротами. Количество ворот соответствовало количеству жилых кварталов «тол». Например, в Киртипуре, протянувшемся с севера на юг на 3 км и с востока на запад от 1,5 до 2 км было 32 жилых квартала и столько же ворот (в 1769 г. стены в трех городах были разрушены по приказу короля Притха Нарайяна Шаха, установившего в Непале единовластие).
    Центр каждого города — парадная дворцовая площадь — дюрбар, вымощенная каменными плитами или кирпичом, прямоугольная в плане, предназначена для проведения церемоний и парадов. Вначале площадь застраивалась по периметру дворцовыми и административными зданиями с внутренними дворами и садами. Затем уже на самой площади воздвигались храмы. От дюрбара веером расходятся улицы. На пересечении их с поперечными улицами образуются площади. Создававшаяся таким образом сетка улиц членит город на кварталы. Каждый квартал заселен горожанами согласно их профессиональным занятиям. Представителям касты неприкасаемых разрешалось селиться только за пределами городских стен.
    Городская застройка со временем стихийно разрасталась, образуя живописное сочетание узких кривых улочек и небольших площадей, мало связанных какой-либо общей градостроительной идеей.
    Улицы города, мощеные кирпичными плитами, со сточными каналами по бокам, застроены тесно примыкающими друг к другу, как правило, трехэтажными зданиями. Это жилые дома ремесленников и торговцев, первые этажи которых занимают производственные помещения и торговые лавки.
Катманду. Жилые дома
Катманду. Жилые дома
    Все жилые дома одного квартала сообщаются между собой на уровне первого и второго этажей узкими проходами. В случае необходимости через все дома можно пройти из одного квартала в другой, не выходя на улицу. Нижний этаж жилых домов сообщается с верхним при помощи приставной лестницы, через массивный люк, который плотно закрывается на ночь «от воров и врагов». Такой жилой дом представляет собой довольно замкнутый комплекс помещений, сгруппированных вокруг прямоугольного в плане открытого внутреннего двора. Все три этажа опоясаны галереями, нависающими над внутренним двором. На улицу витринами обращены мастерские или торговые лавки.
    Эта характерная особенность городской застройки обусловлена, по-видимому, неспокойными временами средневековья.
    Жилые помещения рядового непальца состоят обычно из одной-двух маленьких комнат с низкими потолками, почти лишенных мебели. Деревянные полы из широких досок покрываются на ночь ватной подстилкой с несколькими валиками по бокам, которая и служит постелью для всей семьи. Деревянные кровати имеются лишь в богатых семьях. Дневной свет скупо проникает в комнаты через небольшие окна без стекол с красивыми резными ставнями, которые обязательно закрываются на ночь.
    Обращенные на улицу фасады зданий как бы соревнуются в богатстве декоративного убранства. Однако повсюду соблюдается один и тот же выразительный художественный принцип фасадной композиции, характерный для непальской архитектуры: на фоне гладких стен (красных кирпичных или белых оштукатуренных) выделяются покрытые вычурной резьбой и скульптурой деревянные (иногда терракотовые, или металические, или же и то и другое вместе) дверные и оконные обрамления, карнизы и поддерживающие их консоли. При этом скульптура и рельефы покрываются яркими росписями, а иногда и позолотой. Деревянные колоннады и карнизы выкрашены в яркие синие или красные цвета.
Катманду. Деревянная решетка, заполняющая оконный проем с рисунком павлина
Катманду. Деревянная решетка, заполняющая оконный проем с рисунком павлина
Лалитпур (Патан). Бронзовая скульптура Джамуны в кирпичной стене Дасия Гхар, около XVI в.
Лалитпур (Патан). Бронзовая скульптура Джамуны в кирпичной стене Дасия Гхар, около XVI в.
    В разработке декора порталов и оконных наличников непальские зодчие проявляют неистощимую изобретательность и виртуозность. Для непальских зданий типичны нависающие на кронштейнах над оконными и дверными проемами тяжелые тимпаны. Деревянные карнизы, отбрасывающие глубокую тень, служат не столько декоративно-художественным средством, обогащающим фасады зданий, сколько прекрасным защитным устройством от солнца и дождя.
    Роскошью и богатством декоративного убранства отличаются дворцы с их многочисленными внутренними дворами. В просторных интерьерах стены часто сплошь покрыты росписями. В Лалитпуре в одном из внутренних дворов дворца сохранились единственные в своем роде царские бани, богато украшенные рельефными изображениями.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому