Архитектура Непала. Чхук, Мустанг, Тукуча
Архитектура Непала
С 1769 г. монументальное строительство в Лалитпуре и Бхактапуре замирает и ведется лишь в Катманду, ставшей столицей, в новой восточной части города, отделенной от старой площадью Тундикхел. В Катманду появляются новые жилые кварталы, административные и деловые здания в западноевропейских стилях. Среди них созданное в конце XIX в. самое крупное в Непале четырехэтажное здание правительственной резиденции Сингха Дюрбара с 1800 различными помещениями в стиле западноевропейского классицизма. Это роскошная большая резиденция утвердившихся в 1846 г. правителей Рана — ставленников английской империи.
С середины XIX в. в Непал все больше проникают английские колонизаторы. Национальная монументальная архитектура приходит в упадок.
Большой интерес вызывают характер поселения и народное зодчество Непала, сильно различающееся в отдельных его районах. В Непале в 1950 г. насчитывалось более 30 тыс. населенных пунктов, расположенных в основном в долинах между Большими и Малыми Гималаями. В Непале имеется только 10 городов, насчитывающих свыше 5 тыс. жителей, а остальные — более мелкие поселения.
В деревнях долины Катманду дома двухэтажные, сложены из сырцового кирпича. Нижний этаж разделен бамбуковой перегородкой на помещение кухни и хлева. Для выхода дыма служит дверь, а иногда особое отверстие. Чтобы сохранить тепло зимой и прохладу летом, окна в первом этаже не устраиваются. Деревянная лестница ведет из кухни на второй этаж, где размещены жилые комнаты и кладовая. Незастекленное окно и двери выходят на деревянную галерею, опоясывающую здание по наружному фасаду. Крутая крыша (45°) покрыта соломой.
В западных районах Непала, например в деревнях около Покхары, встречается необычная грибовидная форма крестьянского жилища. Белые глинобитные здания с конусообразными соломенными крышами имеют эллиптическую форму в плане. В стенах прорезаны маленькие щелевидные световые проемы, а над входом устроен веерообразный козырек, поддерживаемый тонкими деревянными столбиками. На этой открытой полукруглой в плане террасе принимают гостей, готовят пищу, отдыхают, а внутри здания спят и хранят продовольствие, а иногда и содержат скот.
В северных, граничащих с Тибетом местностях встречаются поселения, похожие на крепости, в виде сомкнутого ряда домов с плоскими крышами (число домов достигает 200), стоящих за высокой каменной стеной. Строительным материалом здесь служат местный необработанный камень и глина (поселок Чхук, в верховьях реки Кали-Гандак).
Чхук — высокогорный поселок (2950 м над уровнем моря)
Одним из древнейших северных городов, расположенных на важных караванных путях из Тибета в Индию, является Мустанг. В городе сохранились крупные похожие на крепости буддийские монастыри, огороженные высокими каменными стенами с башнями и укрепленными воротами. Весьма своеобразны культовые сооружения. Это храмы-ступы, называемые «чхоганг», и часовни — «гомпы». На массивном, квадратном (реже прямоугольном) в плане ступенчатом стилобате возвышается (один или пять, один в центре и четыре по углам) барабан, окруженный тоненькими деревянными столбиками, несущими плоскую крышу, которая в свою очередь служит основанием для подобных барабанов, но меньшего размера, завершенных конусообразной башенкой.
Мустанг. Буддийский монастырь
Тукуча — древний торговый город
В древнем городе Тукуче, расположенном в долине горного ущелья на тех же, что и Мустанг торговых путях, заметны следы регулярной планировки. Город был застроен одноэтажными жилыми домами и зданиями караван-сараев с плоскими крышами и внутренними двориками.
Своеобразно выглядит высокогорный поселок Мананд с постройками, расположившимися ступенями у подножья высоких скал. Он весь как бы грозно ощетинился вздымающимися над плоскими крышами глинобитных жилищ деревянными шестами с флажками, защищающими по поверью обитателей от злых духов. Длинные шесты с прикрепленными к ним флагами (которые бывают трех видов: для жилья, монастырей и дорог, ведущих в населенные пункты) — типичные реликвии ламаизма, широко распространенного в северных районах Непала.
Здесь специфический облик селениям придают возвышающиеся над ними каменные башни различных форм, которые служат не только хранилищем священных реликвий или останков почитаемых монахов (Чхортэн, Тхобо, Лаптсе, Мёндан), но и нередко дозорным пунктом. Часто на дороге у входа в населенный пункт сооружаются каменные ворота «кани».
Большой интерес представляет малоизученная архитектура монастырских комплексов Непала, к строительству которых нередко привлекались известные зодчие и художники. Монастыри играли важную роль в экономической и культурной жизни страны и поэтому обычно располагались на основных торговых путях, но в местах уединенных, чаще в горах. Вместе с торговыми караванами и паломниками, останавливавшимися на отдых в монастырях, в Непал проникали различные художественные веяния.
Замкнутый изолированный Непал, совсем еще недавно загадочный и недоступный, наконец вступил на путь интенсивного развития экономических и культурных связей с внешним миром, раскрывая перед ним свои поразительные по богатству духовные и материальные ценности. Богатое архитектурное наследие Непала, так же, как и его народное зодчество, заслуживает глубокого и серьезного изучения, в результате которого могут быть заполнены многие пробелы в истории архитектуры не только Непала, но и других стран Востока.