Архитектура Паганского государства IX—XIII вв. Детали зданий и декор. Скульптура и живопись в архитектуре Пагана. Паган Храм Тиломинло, Храм Локатэпа
Архитектура Бирмы
Детали зданий и декор. При всем многообразии декоративного убранства паганских храмов можно выделить некоторые характерные традиционные приемы, которыми пользовались зодчие древнего Пагана. Стены основных объемов паганских храмов покрывались гладкой штукатуркой. Они стояли на сильно развитом цоколе и увенчивались профилированным карнизом. В профилях цоколей и карнизов преобладали полки и полувалы, чаще всего кратные размерам кирпича, за исключением мелких промежуточных профилей. Часто встречаются прямые и обратные гуськи.
Стены украшались пилястрами. Пропорции пилястр — самые различные. Капитель и база обычно представляли зеркальное отражение друг друга. Непременными их деталями являются прямоугольного профиля «плинт» (или «абака» в капители) и отделенный от него глубоко утопленной полкой уплощенный полувал, соединенный со «стволом» пилястры несколькими мелкими промежуточными обломами. «Плинты» и «абаки» обычно имеют на углах выступающие вверх (или вниз) плоские каплевидные элементы, чрезвычайно характерные для бирманского архитектурного декора.
Обломы цоколей и карнизов, капители, базы и стволы пилястр в ряде памятников покрыты орнаментами, вырезанными в штукатурке.
Орнаментальной резьбой, примыкавшей к цоколям и карнизам, украшались часто и узкие ленты плоскостей стен. К цоколю обычно примыкала лента треугольников, обращенных вершинами вверх и сплошь покрытых резьбой. Под карнизом вырезали род гирлянды.
Обработка стен, напоминающая своеобразную ордерную систему, встречается практически во всех паганских храмах. Интересно, однако, что пилястры, стоящие не на углах и не в местах раскреповок, а просто на гладкой стене, очень редки. Нет в Пагане и образцов двухъярусного ордера. При горизонтальном членении стены горизонтальные тяги проходили только в простенках между пилястрами, как например, в храмах Ананды и Табьинью.
Паган. Храм Тиломинло. Фрагмент
Паган. Храм Тиломинло. Наличник восточного портала. 1218 г.
Характерной для бирманского зодчества является обработка порталов, наличников окон и фронтонов. Порталы и наличники состоят из двух пилястр, на которых лежит род фронтона, называемого по-бирмански сэле, состоящего из поддерживающего пояса сложной криволинейной формы и венчающей части из сильно вытянутых вверх элементов, напоминающих листья.
Наличники обычно украшены богатой орнаментальной резьбой по штукатурке. В орнаменте поддерживающего пояса часто изображали крокодилов или драконов. В венчающий лист иногда помещалась фигура божества. При сохранении общих принципов построения портала и наличника их декор бесконечно варьировался.
Оконные проемы в паганских храмах заполнялись кирпичной решеткой, чаще всего с крестообразными отверстиями в размер кирпича. Иногда проемы заполняли каменными или керамическими решетками с отверстиями круглой или каплеобразной формы. Решетки обеспечивали хорошую циркуляцию воздуха и освещение интерьера, не давая в то же время возможности влезть в окно.
Построение фронтона, замыкавшего двускатную крышу храма, в принципе не отличается от построения наличника. В связи с большими размерами фронтонов несколько укрупнялись их детали и увеличивалось количество промежуточных элементов. Тимпан фронтона отделялся от плоскости стены горизонтальной тягой, проходившей между капителями пилястр.
В паганский период выработалась и своеобразная форма каменного крыльца. Поручни лестницы крыльца заканчивались внизу своеобразными скульптурными формами, напоминающими форму крайних элементов бирманского фронтона с характерным наружным профилем, похожим на большой гусек.
Особое место в системе декора паганских храмов занимает их венчающая часть. Иногда в качестве венчающего элемента применялась ступа, но чаще — характерная форма кунтауна с небольшой вытянутой ступой на вершине. Четкая система горизонтальных членений углов кунтауна контрастирует в нем с гладкими плоскостями центра.
Скульптура и живопись в архитектуре Пагана. Обязательной частью бирманского буддийского храма является скульптура. Прежде всего это основная статуя Будды, замыкающая главную ось храма. В храмах с центральным столбом таких «основных» статуй бывает четыре. Статуи Будды были ярко раскрашены, в более богатых храмах их покрывали позолотой, украшали драгоценными камнями. Основным материалом для статуй были оштукатуренный кирпич или камень. Реже встречаются большие главные статуи из дерева, мрамора или металла.
В Бирме сформировалась национальная школа культовой монументальной скульптуры. Паганские статуи Будды носят ярко выраженные иконографические черты этой школы.
Помимо главной статуи в храмах размещалось много других скульптурных изображений подчиненного характера. Барельефы и скульптуру из пантеона буддийских святых располагали у основания главной статуи или в специально сделанных нишах в стенах. Статуи фантастических стражей в облике людей и животных включались в композицию входа с двух его сторон.
В композиции интерьеров паганских храмов большое значение играла монументальная живопись темперой по сухой штукатурке. Росписи в храмах занимают все пространство стен и сводов. Сюжетами их являются житие будды Гаутамы, сцены из джатак, изображения 28 последних будд, геометрический и растительный орнамент, буддийская символика. Стены на высоту до 1 м от пола и своды покрывались орнаментальной росписью.
Зодчество древнего Пагана оказало огромное влияние на весь ход развития архитектуры Бирмы. В Пагане впервые были разработаны такие архитектурные сооружения, как квадратный город, характерная бирманская ступа, различные типы храмов. Многие достижения зодчих древнего Пагана помогли последующим поколениям бирманских мастеров создать великолепные памятники монументального искусства в Рангуне, Пегу, Проме, Мандалае и других городах Бирмы.
Паган. Храм Локатэпа. Скульптура Будды на фоне росписей XII в.
Время не сохранило ни одной деревянной постройки древнего Пагана, но, несомненно, уже в те далекие времена существовали величественные деревянные здания. Об этом свидетельствуют деревянные детали древних храмов, украшенные резьбой, изображения деревянных построек в росписях паганских храмов и, наконец, следы примыкания многоярусных крыш на древних зданиях монастырей, воспроизводящие во всех подробностях структуру древних деревянных пристроек.