Архитектура Таиланда VI—XIX вв. Петчбури Бот вата Сабуа. Бангкок Бот вата По, Бот вата Пра Кео, Ват Пра Кео
Архитектура Таиланда
В строительстве самых различных культовых зданий широкое распространение получил принцип контраста белых, подчеркнуто грубоватых стен и цветной, покрытой филигранной резьбой по дереву крыши.
Таиландским храмам свойственны высокие, сильно профилированные цоколи, богато декорированные полихромные наличники окон и дверей, нередко украшенные мозаикой и позолотой. Особенно характерны крыши тайских храмов. Обычно они имеют ярусную структуру, как бы из нескольких двускатных крыш одна над другой. Часто нижние ярусы крыш имеют вальмы. Коньки крыш слегка прогнуты и напоминают бамбуковые прототипы. Завершаются они орнаментом, напоминающим головы экзотических птиц. Наиболее декоративные части крыши — фронтон и причальные доски, украшенные резбой, позолотой и мозаикой. Кровля покрыта цветной, обычно красной и зеленой глазурованной черепицей.
Стены ботов и веханов внутри обычно расписаны на темы Рамаяны, реже джатак. Конструкции крыши оставались открытыми и покрывались резьбой и орнаментальными росписями, преимущественно в красно-коричневой гамме с вкраплениями позолоты. С проникновением в национальную архитектуру Таиланда элементов западного зодчества в поздних постройках появляются подшивные потолки.
Примером простейшей базиликальной постройки может служить бот в вате Сабуа в Петчбури. Это прямоугольное в плане здание размером 7х13,5 м с главным входом в торце. Один из крупнейших ботов Бангкока в вате По (Четупон), в противоположность боту Сабуа, представляет наиболее развитый образец базиликальной постройки периптерального типа с трехнефным интерьером. Размеры бота — 29х50 м.
Петчбури. Бот вата Сабуа. XIX в.
Планы таиландских храмов
1 — Петчбури. Бот вата Сабуа; 2 — Бангкок. Бот вата По; 3 — Бангкок. Бот вата Пра Кео; 4 — Бангкок. Прасад Пра Тепедон в вате Пра Кео
1 — Петчбури. Бот вата Сабуа; 2 — Бангкок. Бот вата По; 3 — Бангкок. Бот вата Пра Кео; 4 — Бангкок. Прасад Пра Тепедон в вате Пра Кео
Стремление к большей декоративности в храмовом зодчестве особенно заметно в центральных культовых сооружениях. Так, бот придворного вата Пра Кео в Бангкоке, где хранится главная буддийская святыня страны — нефритовый Будда, по своей структуре и размерам напоминает бот По. Но в вате Пра Кео не только крыша, но и стены, и колонны, и все детали этого бота покрыты богатейшей филигранной резьбой, лепкой, мозаикой, инкрустацией и позолотой.
Бангкок. Бот вата Пра Кео. XIX в.
Бангкок. Декор стены бота Пра Кео.
В отличие от базиликальных, центрические храмы представлены в Таиланде в основном мондопами и прасатами. В мондопах хранились священные тексты или некоторые другие святыни, например, «Отпечатки ног Будды». Прасат предназначался для особо почитаемых изображений Будды. Специальные прасаты строились для тронных залов тайских королей.
Образцом мондопа может служить Махамондоп конца XVIII в. для хранения священных текстов в вате Пра Кео в Бангкоке. Квадратное кубообразное здание окружено колоннами и богато орнаментировано мозаикой темных тонов. Изящная семиярусная резная деревянная крыша — это разновидность чеди с маленьким колоколом и высоким шпилем — йот.
Прасат, как правило, имеет крестообразный план. Каждая из ветвей креста перекрывается несколькими ярусами двускатных крыш. На их пересечении возводится венчающая башенка — в форме ступы.
Бангкок. Ват Пра Кео. Центральная группа зданий. На первом плане ступа Пра Ратаначеди, далее Махамондоп и прасат Пра Тепедон
Бангкок. Ват Пра Кео. Прасат Пра Тепедон. Середина XIX в.
Главным тронным залом королевского дворца в Бангкоке служит Дусит Маха Прасат. На его белых стенах с золочеными мозаичными наличниками окон и входов лежит многоярусная красная с зеленым черепичная крыша. Резные деревянные фронтоны позолочены. В центре крыши возвышается семиярусная, подобная чеди, башенка с высоким йотом.
В отличие от тронных прасатов, культовые прасаты венчали башенки в форме пранга. Такое же завершение имеет прасат Пра Тепедон в бангкокском вате Пра Кео. Он был построен в середине XIX в. для статуи нефритового Будды, а позднее превращен в своеобразный «пантеон» статуй королей царствующей и сейчас династии Чакри. Крестообразный в плане прасат Пра Тепедон обнесен рядом колонн и декорирован резными деталями, мозаикой и позолотой.