Архитектура Таиланда VI—XIX вв. Гражданское зодчество. Бангкок Королевский дворец, Большой дворец Чакри. Аютия Храм Пра Монкол Бопит - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Таиланда VI—XIX вв. Гражданское зодчество. Бангкок Королевский дворец, Большой дворец Чакри. Аютия Храм Пра Монкол Бопит

Архитектура Таиланда
Бангкок. Королевский дворец. Здание в системе внутренних покоев. Конец XVIII — начало XIX вв.
Бангкок. Королевский дворец. Здание в системе внутренних покоев. Конец XVIII — начало XIX вв.
    Гражданское зодчество феодального Таиланда представлено главным образом жилыми домами а также немногими королевскими дворцами, жилищами богатых феодалов и крепостными сооружениями.
    Таиландские жилые дома возводили из дерева и бамбука. Основу дома составляет каркас из брусьев или бамбука. Пол был приподнят над землей для защиты от воды, змей и диких животных. Стены и перегородки делали из матов, изготовленных из расщепленного бамбука или специально обработанных пальмовых листьев. Теми же материалами покрывали крыши. Стены и крыши более зажиточного населения делали из досок, часто тиковых. Такой тип жилища, дешевого и приспособленного для условий влажного тропического климата, формировался на протяжении ряда веков и сохранился до наших дней.
    Дерево было основным строительным материалом и для сооружения других гражданских построек, включая самые богатые из них — королевские дворцы. Описания королевских дворцов XVI—XVII вв. в Аютии и Бан Па Ине, а также незначительные остатки их свидетельствуют о том, что это были обширные комплексы построек различного назначения. Характер их планировки имел общие черты с планами развитых ватов. Парадные залы практически не отличались по своему облику от веханов, прасатов и мондопов, а жилые помещения напоминали обычные дома богатых людей. Но благодаря своим размерам, богатству и выразительности архитектурного облика королевские дворцы занимали ведущее место в композиции таиландских столиц.
    С середины XVII в. в дворцовое зодчество Таиланда начали проникать мотивы западноевропейской архитектуры. Увлечение королей «западной экзотикой» привело к появлению в середине XIX в. причудливого Большого дворца Чакри, центрального здания дворцового комплекса Бангкока, построенного английскими архитекторами в стиле Возрождения из белого и розового итальянского мрамора. Однако дворец не выглядит чужеродным элементом среди окружающих построек, так как он увенчан типичной таиландской крышей с тремя декоративными чеди над ризалитами.
    Вместе с Дусит Маха Прасатом Большой дворец образует парадную группу дворцового ансамбля. С востока к ней примыкает комплекс жилых зданий и приемных залов. Это самые старые дворцовые постройки, мало отличающиеся по облику от описанных выше культовых зданий. Частью дворцового ансамбля являются королевские сады и придворный ват Пра Кео.
Бангкок. Большой дворец Чакри. Середина XIX в.
Бангкок. Большой дворец Чакри. Середина XIX в.
    Близость дворцовой и культовой архитектуры феодального Таиланда явилась следствием художественного преломления идеи божественной власти короля, чье жилище строилось по тем же правилам, что и храмы — «жилища» богов. С другой стороны, и в храмовом и в дворцовом строительстве можно найти общие черты, идущие от национальных традиций возведения обычных жилых зданий.
    Общность дворцовых и культовых построек особенно четко проявляется в характере их декоративного убранства. Широкое применение декоративной скульптуры, мозаики, позолоты, настенной живописи свойственно всей таиландской монументальной архитектуре.
    Синтез скульптуры и архитектуры в, Таиланде имеет различный характер. В одних случаях доминирует скульптура, а здание служит лишь своеобразным футляром для нее. Таковы храм Пра Монкол Бопит в Аютии, построенный в начале XVII в. над гигантской статуей сидящего Будды, и бот в вате По в Бангкоке, хранящий статую лежащего Будды длиной 46 м.
Аютия. Храм Пра Монкол Бопит. XVII в.
Аютия. Храм Пра Монкол Бопит. XVII в.
    Чаще же скульптура имеет подчиненное значение, подчеркивая отдельные элементы здания. Ряды пляшущих обезьян, демонов, птиц опоясывают основания ступ и зданий. Десятки скульптур сидящего Будды под крышами галерей создают ритмические декоративные пояса вокруг важнейших построек ватов. Большие статуи демонов-охранителей и священных животных акцентируют входы. Фронтоны выделяются барельефами, сплошь покрывающими тимпаны.
    Национальные традиции таиландского зодчества с развитыми декоративными началами продолжают жить и сейчас несмотря на применение железобетона и стекла, завоевывающих все более прочные позиции в современном строительстве страны.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому