Архитектура Вьетнама в период династии Нгуенов XIX—XX вв. Ханой, Гуэ. Дома. Декор. Дворец Тхай-хоа - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Вьетнама в период династии Нгуенов XIX—XX вв. Ханой, Гуэ. Дома. Декор. Дворец Тхай-хоа

Архитектура Вьетнама
    Город Ханой в период правления династии Нгуенов не был больше столицей государства и превратился в центр кустарного производства с густозастроенными улицами и внешнеторговый порт.
    До оккупации страны французскими войсками и начала колонизации (1862) Ханой являлся городом с большим населением, раскинувшимся на обширной территории от восточных ворот до берега реки Красной. Ханой был окружен кольцом дамб, предохраняющих город от разливов реки.
    Город имел четкое административное деление на 36 кварталов. Все улицы города были соединены пересекавшей их главной улицей, проходившей через цитадель в центре в направлении восток — запад. Улицы во всех кварталах Ханоя не отличались прямолинейностью.
    Императоры из династии Нгуенов запретили всем, кроме аристократии, строить дома из дерева лим, а также применять резные столбы, богато украшенные ворота, входные двери, окна. Простому народу было запрещено также строить высокие дома, напоминающие своим видом дома чиновников — начальников уездов. Ввиду того, что размеры домов простого люда строго ограничивались, жителям города, занимающимся каким-либо ремеслом или торговлей, приходилось строить дома с подвалами, где размещались магазины, склады, мастерские, а нередко и жилые комнаты. Под крышей же над уровнем земли стоял всего один этаж.
    Так как не разрешалось строить дома с большими окнами, выходящими на улицу, то нередко на улицу выходили лишь небольшие проемы, в которые с трудом можно было рассмотреть то, что происходит вне дома. Длина участков, отводившихся в городе для застройки, достигала 60—70 м, в то время как ширина — только 4—5, а то и 2 м.
    Поэтому при строительстве дома в городе население располагало очень маленькими строительными площадками. Перед домом, как правило, имелся небольшой садик. Во внутреннем дворе за домом располагались подсобные помещения и кухня. Канализации и водостоков не было. Несмотря на то, что размеры и форма домов строго регламентировались законами феодального государства, каждый из них имел свой собственный облик.
Гуэ. Садик при доме
Гуэ. Садик при доме
    Монументальные сооружения культового и гражданского назначения в период правления династии Нгуенов были немногочисленны. Нововведением во вьетнамской культовой архитектуре XIX в. была замена обветшавших деревянных столбов каменными, а также широкое строительство из кирпича и камня на известковом растворе.
Декоративные элементы в архитектуре периода династии Нгуенов
Декоративные элементы в архитектуре периода династии Нгуенов
    Сооруженное в этот период здание Кхуэван-как в комплексе главного храма Конфуция в Ван-миеу несколько нарушало древние традиции классической архитектуры применением в первом ярусе кирпичных столбов вместо деревянных.
    В строительстве исчезают многоярусные крыши вогнутой формы, что явилось одной из наиболее приметных черт новой вьетнамской архитектуры XIX столетия.
    Структура деревянных зданий в это время начала коренным образом изменяться. На смену тяжелым и громоздким столбам «бай», поддерживавшим крышу, пришли консольные опоры, одновременно и украшавшие здания. Они стали типичными для архитектуры деревянных зданий. По-прежнему применялись резьба, лак и позолота. Однако рисунок орнаментов упростился.
    Новые черты вьетнамской архитектуры нашли отражение в здании храма Нго-мон, построенного в первые годы XIX в. в городе Гуэ. Входная часть храма поддерживается четырьмя стройными столбами. Она имеет три двери, украшенные богатой резьбой. Особого внимания заслуживает простая и выразительная форма перил входной части, которые сделаны из специально изготовленного кирпича круглой формы с рисунком в форме цветов лотоса. Интересны также кирпичные колонны в форме женских фигур.
Гуэ. Дворец Тхай-хоа
Гуэ. Дворец Тхай-хоа
    Несмотря на то, что некоторые дворцы и храмы по-прежнему были тяжеловесны и перегружены украшениями, например дворец Тхай-хоа, большинству же сооружений свойственны легкость и изящество, хорошие пропорции и сдержанность в украшениях.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому