Архитектура Вьетнама. Ханой Храм Мот кот (Тхиен-хыу), Храм Конфуция – Ван-миеу, Храм Ланг (Тиеу-хиен)
Архитектура Вьетнама
Строительство храмов. В период правления династии Ли, после того, как столица была перенесена в Тханглаунг (Ханой наших дней), в 1010 г. началось сооружение его стен. Позже город был расширен и для удобства управления разделен на внутреннюю и внешнюю части и отдельные кварталы, население которых группировалось по роду занятий. Тханглаунг превратился в крупный экономический и культурный центр с множеством величественных дворцов и храмов. Так, к западу от стены был построен храм Мот кот, известный теперь под названием храм Тхиен-хыу. Этот храм посещала императорская семья.
Храм Мот кот, представляющий собой легкий павильон со стройными колоннами, стоит на круглой каменной колонне, выступающей из водоема. Четырехскатная крыша опирается на восемь опор. Павильон храма поддерживается деревянными консолями, выступающими из каменной колонны. Очень простой по своей архитектуре, храм удивительно хорошо вписывается в окружающий парк с редкостными деревьями, выступая из водоема подобно изящному и нежному цветку лотоса.
Несмотря на многочисленные ограничения, существующие в строительстве, храм Мот кот выходил за рамки канонов древней архитектуры Вьетнама. Согласно преданию, император Ли-нян-Тон увидел во сне буддийскую богиню Куан-ам, сидевшую на лотосе (трон богини), что было истолковано как предопределение свыше — построить храм. Построили мощную колонну, которая должна была символически изображать стебель лотоса, поднимающегося из воды и поддерживающего здание храма. Стены храма изображали четыре лепестка распускающегося цветка лотоса.
Ханой. Храм Мот кот (Тхиен-хыу). 1049 г. Общий вид. Разрез. План
В 1954 г. в период освободительной войны вьетнамского народа храм Мот кот был уничтожен взрывом. Народно-демократическое государство восстановило этот редчайший своеобразный архитектурный памятник в его прежнем виде в 1955 г.
Ханой. Храм Конфуция – Ван-миеу, 1070 г. Главный вход
В 1070 г. к югу от столицы Тханглаунг на большой земельной площади (350х70 м) был выстроен храм Конфуция Ван-миеу, сыгравший большую роль в распространении конфуцианского учения среди вьетнамского народа. Планировка храмового комплекса, состоящего из пяти дворов, строго симметрична относительно оси север — юг. Главный вход — небольшая кирпичная постройка с загнутой по углам крышей — расположен с южной стороны. В композицию храмового комплекса включается находящееся перед ним небольшое живописное озеро. Близ главного входа поставлены четыре квадратных столба со скульптурами стилизованных драконов наверху. Ворота главного входа украшены художественной резьбой. За ними следует первый двор, почти лишенный растительности.
Ханой. Храм Конфуция – Ван-миеу, 1070 г. План
Выложенная каменными плитами дорожка ведет через скромный портик во второй двор, представляющий собой парк. Второй и третий дворы соединяются двухэтажным павильоном Кхуэ-ван-как. Четыре каменных столба поддерживают решетчатые стены и двухъярусную крышу второго этажа. Изящный силуэт павильона четко выделяется на фоне окружающей зелени, отражаясь в воде бассейна. Центр третьего двора занимает квадратный бассейн («колодец небесного блеска»), с западной и восточной сторон которого расположены ряды плит, стоящих на высеченных из камня черепахах (самая ранняя плита датирована 1484 г.). На плитах высечены имена победителей ежегодных конкурсов в честь Конфуция. На оси двора восток — запад эти ряды плит прерываются павильонами.
Ханой. Храм Конфуция — Ван-миеу. 1— павильон Кхуэ-ван-как
Ханой. Храм Конфуция — Ван-миеу. 2 — ворота Дай-тань
Строгие и простые ворота Дай-тань («ворота большой репутации») вели в четвертый двор, ограниченный с севера храмом, а с востока и запада — служебными флигелями. Храм состоит из двух зданий, поставленных на каменные платформы и разделенных очень узким двориком. Каркас зданий выполнен из дерева лим. Большой вынос кровли поддерживается фигурными кронштейнами, которые связаны со вторым рядом колонн каркаса и поперечным ригелем.
Внутренняя отделка отличается мастерством росписи и резьбы по дереву. Колонны, плафон и другие деревянные части покрыты красным лаком и расписаны золотом. Фризы, деревянные панно с резьбой и барельефами отличаются художественным выполнением и разнообразием узоров.
Пятый двор предназначался для размещения вспомогательных построек, ныне не существующих.
Все сооружения комплекса расположены симметрично относительно центральной оси здания храма Конфуция. К сожалению, от всего этого комплекса мало что сохранилось, так как он подвергся сильному разрушению в период борьбы за национальное освобождение.
В целом внешний облик храмового комплекса Ван-миеу с деревянным каркасом зданий и кирпичной двухъярусной входной частью мало чем отличается от архитектуры других подобных же храмовых ансамблей. Деление храма на несколько небольших композиционно связанных дворов — характерная черта крупных храмовых комплексов во Вьетнаме.
На территории Тханглаунга находится храм Тиеу-хиен (храм Ланг), выстроенный в честь Будды императором Ли-тхан-Тхоном (годы правления 1128—1138). Этот храм посещали члены императорской фамилии, поэтому здание отличалось большими размерами. Позднее храм несколько раз перестраивался, но основной архитектурный замысел всего здания сохранился.
Храмовый комплекс, окруженный вековыми деревьями, симметричен относительно оси север — юг. Традиционные входные ворота ведут к восьмиугольному храму. Такая форма храмов широко распространена во Вьетнаме. Двухъярусное восьмиугольное перекрытие поддерживается восемью квадратными столбами из кирпича бат-чанг. В центре храма на плиточном полу размещался алтарь и жертвенник для сожжения благовоний.
Ханой. Храм Ланг (Тиеу-хиен), XII в.
1 – главный вход; 2 – восьмиугольный храм. План, фасад, разрез
1 – главный вход; 2 – восьмиугольный храм. План, фасад, разрез
Ханой (Тханглаунг). Храм Ланг (Тиеу-хиен). XII в. Генеральный план
Места строительства храмов всегда выбирались с таким расчетом, чтобы из зданий храмов были видны горы, озера, холмы, покрытые лесами. Несмотря на то, что формы и пропорции основных храмовых зданий строго регламентировались и сооружения должны были естественно вписываться в рельеф окружающей местности и составлять с ней одно целое, во Вьетнаме трудно найти два храма, очень похожие друг на друга.