Архитектура Вьетнама. Нам-Динь Храм Тык-мак. Тай-бинь Храм Кео. Шон-тэй Храм Тэй-фыонг
Архитектура Вьетнама
В 1230 г. при правлении династии Чан Тханглаунг был расширен. Однако простому люду разрешалось селиться только за пределами городской стены в одном квартале, что же касается ремесленников и торговцев, то они могли жить в большем числе кварталов. При Хонг-дыке город расширился в сторону восточных ворот. С севера Тханглаунг прикрыт двойным рядом гор; на западе протекает река, а на юге и востоке город был защищен рвами и окружен со всех сторон стенами, сооруженными из земли и укрепленными плитами известняка.
В город вели четверо каменных ворот. Арочное перекрытие ворот выполнено из тесаных клинообразных каменных блоков, пригнанных очень точно друг к другу. В районе всех четырех городских ворот, и прежде всего у южных и северных, где в настоящее время живет много мастерового люда, возможно, и тогда были центры различного ремесленного производства.
В годы правления династии Ле (XV—XVIII вв.) буддизм уже не пользовался открытой государственной поддержкой, как при династии Ли и Чан, однако строительство буддийских храмов продолжалось. Так, в 1601 г., например, в городе Гуэ на берегу реки Хыонг на высоком холме был построен буддийский храм Тхиен-му. Его башня господствовала над высокими гористыми берегами реки и необъятными просторами. Приблизительно в это же время были построены кирпичная башня храма Тык-мак, производящая впечатление легкости и изящества, несмотря на большие размеры, и башня Бинь-шон, отличавшаяся пышностью убранства.
Нам-Динь. Храм Тык-мак. Башня начала XVII в.
Нам-Динь. Храм Тык-мак. Генеральный план
Наиболее почитаемыми в народе были буддийские храмы Кео и Тэй-фыонг. Храм Кео, построенный в 1632 г., отличался большими размерами колокольни и богатой резьбой ее деталей.
Главная ось храмового ансамбля Кео ориентирована в направлении север — юг, и план его симметричен относительно этой оси. С западной, восточной и южной сторон комплекс окружен искусственными прудами с многочисленными деревьями, включенными в общую архитектурную композицию, что соответствует традиции вьетнамского зодчества. Ансамбль, как бы находящийся на острове, состоит из двух храмов, расположенных один за другим.
Провинция Тай-бинь. Храм Кео, 1632 г. Генеральный план. Поперечный разрез
Провинция Тай-бинь. Храм Кео, 1632 г. Колокольная башня
Открытая галерея, окружающая храмы, образует уютные узкие дворики, с большим искусством засаженные низкой растительностью. Трехъярусная колокольня расположена на главной оси и прорезает северную сторону галереи. Форма колокольни, поднятые углы крыш, а также конструкция далеко выступающего карниза свидетельствуют о влиянии китайской архитектуры. Ордер колонн остальных построек сохраняет местный характер.
Храм Тэй-фыонг в период правления Ле-ха-Тона (1676—1705) подвергся большим переделкам. Планировка храмового ансамбля сложная. Главный храм ансамбля состоит из трех объемов, перекрытых двухъярусными крышами с высоко поднятыми углами, придающими зданию сложный силуэт. Все три объема объединены наружной кирпичной стеной. Каркас здания деревянный. Консоли, поддерживающие стропильную систему, декорированы резьбой. Крыша украшена скульптурами мифических существ.
Шон-тэй. Храм Тэй-фыонг, XVII в. Фасад
Шон-тэй. Храм Тэй-фыонг, XVII в. Разрез
Шон-тэй. Храм Тэй-фыонг, XVII в. План
Архитектура деревянных сооружений в течение длительного времени в основном не изменялась благодаря тому, что строительные правила неукоснительно соблюдались плотниками, столярами, каменщиками и другими строительными рабочими, а также ваятелями.