Архитектура Японии XIV—XV вв. (период Муромати). Япония Сады. Киото. Монастырь Дайгодзи Сад Самбоин. Монастырь Реандзи Сад камней
Архитектура Японии > Архитектура Японии XIII-XIX вв.
Обычно главное архитектурное сооружение — жилой дом или храм — находилось в центре сада и гармонично сочеталось с природным окружением. Главной задачей художников было достичь такого расположения отдельных пейзажей, чтобы из дома, с его террас и из окон, со всех сторон открывались бы самые лучшие виды. В асимметричную планировку сада умело вписывались строгие вертикали и горизонтали архитектурных сооружений, расположенных среди причудливых групп камней, кустов и деревьев.
Избегая симметрии и регулярности в планировке, располагая части сада на разных уровнях, мастера добивались создания своеобразных пейзажей — панорам, которые постоянно видоизменялись при прохождении через сад. Зигзагообразные дорожки, выложенные плоскими неправильной формы камнями, как бы намечали путь следования по саду и открывали новые точки зрения. Сложные перспективы открывались и перед теми, кто проходил по тропе, идущей вдоль извилистых берегов пруда с нагромождением искусственных скал.
В зависимости от размера площади сада, колеблющейся от нескольких квадратных метров до гектара, мастера определяли пропорции отдельных компонентов, входящих в общую композицию. После окончательного определения плана, т.е. установления местонахождения в саду холмов, плоскостей и склонов, приступали к распределению на них отдельных камней или целых групп из живописно расположенных каменных глыб, заменяющих величественные скалы реального пейзажа. В некоторых садах Японии насчитывается более 100 больших камней, причем эти камни обычно имеют свое наименование и свое особое назначение в общем пейзаже.
Очень тщательно подбирались и распределялись кустарники и деревья, причем учитывалась прежде всего их расцветка, которая должна была создавать контрастность при их расположении группами. Чтобы сад сохранял свой вид во все времена года, в Японии предпочитают для садов вечно зеленые деревья и кустарники. Однако широко распространены вишня «сакура» и персиковые деревья благодаря их красоте во время весеннего цветения, а также клен из-за красочного великолепия пурпурной осенней листвы.
Киото. Монастырь Дайгодзи. Сад Самбоин, 1598—1602 гг.
Большое внимание уделяется также подбору цветов, посаженных около дома в простых керамических или красивых фарфоровых горшках и реже в почве. Большими группами сажают только ирис, другие цветы принято размещать на расстоянии, среди зелени.
Украшением садов служат также миниатюрные каменные пагоды, простой формы каменные скамьи, невысокие каменные фонари, которые устанавливали в тенистых уголках сада или на берегу водоемов, как маяки. Множество легких, деревянных в виде арки мостиков с ажурными перилами, перекинутых через водоемы и отражающихся в глади воды, а также плоских, как бы собранных из случайно накиданных камней неправильной формы и лежащих почти на поверхности воды, также украшают сады.
Сады монастырей Тэнрюдзи и Дайгодзи в Киото, возникшие в XIV в., отличаются от ранних дворцовых садов Хэйана не только своими значительно меньшими размерами, но и самим характером своих пейзажей, наполненных лирической грустью, поэзией, отрешенностью от мирской суеты, тишиной.
Наиболее прославленный старый сад находится в юго-западной части Киото при храме Сайходзи, который народ называет Храмом мхов (Кокэ-дарэ). Этот древний храм был разрушен и заброшен. В 1339 г. дзэнский священник и прославленный художник садов — Кокуси Мусо — реставрировал здание и соорудил около него знаменитый Сад мхов, от которого и храм получил свое название. В этом необычном саду произрастает более пятидесяти видов мха, поражающих красотой своих оттенков — от густого, почти черного, до мерцающего золотистого.
Киото. Монастырь Дайгодзи. Сад Самбоин
Вместе с пейзажными садами, получившими в XII—XIV вв. большое развитие, в XV в. в Японии складывается и другой тип сада — кара-сань-суй, возникший под влиянием идей секты Дзэн.
Эти своеобразные сады, созданные из песка и камней, единственной растительностью которых был мох различных расцветок, покрывающий камни, изображали как бы водную поверхность с опаленными солнцем голыми, суровыми скалами.
Расположенные на небольшой площади так называемые «сухие» сады-дворы с правильными бороздками серебристого белого или золотистого песка, из которого подобно скалам среди моря выступают различной формы темные камни, сооружались первоначально около храмов секты Дзэн, отражая в абстрактной форме образ моря со скалистыми островами.
Подобные сады служили не для прогулок, а лишь для созерцания их и глубоких философских размышлений. Сравнительно небольшое пространство такого песчаного сада, замкнутое с трех сторон глухой каменной стеной, хорошо просматривалось с террасы храма или дома, выходящего в сад. Для лучшего перспективного восприятия его строители садов обычно почти незаметно повышали уровень песчаной почвы по мере удаления ее от террасы.
Киото. Монастырь Реандзи. Сад камней, XV в. Общий вид
Очень интересным по своей композиционной структуре является сооруженный в XV в. так называемый Сад камней при монастыре Реандзи в северо-западной части Киото, строительство которого приписывается знаменитому художнику-монаху Соами. Единственным украшением этого небольшого сада (218,4 м2), замкнутого с трех сторон невысокой каменной стеной, служат асимметрично расположенные 15 камней различной формы.
Эстетическое восприятие, на которое рассчитано устройство Сада камней, создается не только композиционными приемами, но и контрастностью цветового звучания серебристого песка и темных групп камней, местами покрытых мхами различных оттенков. Отдельные глыбы или группы из двухтрех камней являются в то же время скульптурными изображениями, например группа из двух камней в виде тигрицы с детенышем, переправляющихся через «море». Причем, человек, созерцающий этот сад, должен дополнять едва проступающие в нем формы в своем воображении и этим участвовать в создании образа.
Киото. Монастырь Реандзи. Сад камней, XV в. План
1 — песок; 2, 3 — камни; 4 — стена; 5 — дорожка; 6 — гравий; 7 — веранда
1 — песок; 2, 3 — камни; 4 — стена; 5 — дорожка; 6 — гравий; 7 — веранда
Сад камней при монастыре Реандзи называют также «философским садом», так как в нем лаконичными средствами создан величественный образ природы в понимании сторонников секты Дзэн.