Архитектура Японии XIV—XV вв. (период Муромати). Оцу Храм Ондзёдзи Кодзёин. Жилые дома
Архитектура Японии > Архитектура Японии XIII-XIX вв.
В XVI в. окончательно складываются все планировочные принципы и конструктивная система жилого дома. Простота плана и конструкций сочетается с рациональным использованием внутреннего пространства, которое можно трансформировать, соединяя отдельные помещения между собой и с окружающей природой.
Структура жилых каркасных построек имеет ряд своеобразных деталей. Стойки каркаса опираются на небольшие камни с отверстием в верхней части для шипов стоек. Эти камни укладываются на слой гравия толщиной до 0,6 м. Укрепленные без погружения в землю стойки при частых сейсмических колебаниях балансируют, что сохраняет здание от разрушения.
Наружные и внутренние колонны устанавливаются на расстояниях, кратных основной измерительной величине — 1 кену (около 1,80 м). Балки и прочий строительный материал заготовляются также стандартных величин, кратных 1 кену. Оси внешних и внутренних колонн не совпадают, потому что внутренние ставятся в зависимости от размещения перегородок.
Колонны на высоте 1 кена над полом связываются балкой «нагэси» с пазами для скольжения раздвижных дверей и перегородок. Пролеты между колоннами выше балки в наружных стенах заполняются или бамбуковой сеткой, по которой производится штукатурка, или раздвижными, оклеенными бумагой решетками. Пролеты между внутренними колоннами выше балки заполняются деревянной решеткой «рамма», обеспечивающей циркуляцию воздуха в смежных помещениях.
Стены японских построек защищают только от атмосферных воздействий и представляют собой то или иное заполнение между колоннами. Один из видов такого заполнения — укрепленная в пазах колонн решетка из бамбуковых реек, связанных рисовой соломой, на которую наносится глиняный раствор с последующей тщательной затиркой.
Стремление объединять внутреннее пространство с окружающей природной средой привело от создания подвесных «ситомидо», широко распространенных уже в XI столетии, к созданию конструкции скользящих деревянных дверей «амадо» и скользящих деревянных панелей «сёдзи» из легкой деревянной решетки, оклеенной с наружной стороны рисовой пропускающей свет бумагой. Таким образом, раздвигая амадо и сёдзи, можно полностью открыть комнаты.
Перегородки между комнатами состоят также из раздвижных панелей «фусума», подобных сёдзи, но оклеенных плотной непрозрачной бумагой с двух сторон, которые позволяют разделять или объединять внутреннее пространство жилого дома. Такая трансформация внутреннего пространства составляет характерную особенность японского жилого дома и связана с жизненным укладом и обычаями. Японцы сидят и спят на полу, в комнатах почти нет мебели, отсутствие которой позволило устраивать раздвижные перегородки.
С XIV в. в домах высших и средних слоев населения для покрытия полов, за исключением веранд, стали применять маты (татами). Татами изготовляются из рисовой соломы, плотно уложенной внутри покрышки, вытканной из тростника. Татами удобны, когда их размеры кратны площади комнат. Поэтому установились стандартные размеры татами, и площадь комнат при строительстве дома определяется количеством татами.
Светлозеленые циновки татами из рисовой соломы (0,9х1,8 м), обшитые черной тесьмой по длинным сторонам, покрывают весь пол, образуя своеобразный узор. Шкафы для утвари и постельных принадлежностей скрыты внутри стен.
Выступающая над террасой «энгава» крыша создает тень, и мягкий рассеянный свет, проникающий через сёдзи, слабо освещает комнату, выходящую на террасу.
Очаг с деревянной решеткой «катацу», покрытый сверху одеялом, или глиняная жаровня «хибати», которая часто, как и в чайном павильоне, помещается в особом углублении в полу, служат отоплением комнат в зимнее время.
Один из ранних сохранившихся домов — жилой дом Кодзёин в храме Ондзёдзи (1601). Размеры комнат соразмерны татами, в приемной комнате — токонома и небольшой сёин, выступающий из общего объема. Дом окружен верандой. Простота и легкость фасадов несколько нарушены поздним фронтоном над входом.
![Оцу. Храм Ондзёдзи. Кодзёин — дом для священников, XVI в. Общий вид Оцу. Храм Ондзёдзи. Кодзёин — дом для священников, XVI в. Общий вид](images/foto-tom9-597-1.jpg)
Оцу. Храм Ондзёдзи. Кодзёин — дом для священников, XVI в. Общий вид
![Оцу. Храм Ондзёдзи. Кодзёин — дом для священников, XVI в. План Оцу. Храм Ондзёдзи. Кодзёин — дом для священников, XVI в. План](images/foto-tom9-597-2.jpg)
Оцу. Храм Ондзёдзи. Кодзёин — дом для священников, XVI в. План
Главным помещением жилого дома служит приемная с нишей токонома. Между токонома и токовани находится столб «даймё-басира». Обычно он, как и в чайных павильонах, имеет вид естественного ствола дерева и контрастирует с тщательной отделкой всех остальных деревянных деталей.
![Киото 1 — дворец Кацура, сёдзи; 2 — храм Мэкиан, токонома; 3 — Серебряный павильон, веранда Киото 1 — дворец Кацура, сёдзи; 2 — храм Мэкиан, токонома; 3 — Серебряный павильон, веранда](images/foto-tom9-599-1.jpg)
Киото 1 — дворец Кацура, сёдзи; 2 — храм Мэкиан, токонома; 3 — Серебряный павильон, веранда
В постройках сельского типа обычно нет потолка, и сложная надстройка кровли хорошо видна. В городских жилых домах конструкции кровли скрыты легким висячим потолком. Горизонтальные обвязки «нагэси», подобно карнизу, связывают на высоте около 1,8 м столбы между собой и поддерживают верхнюю часть стены, оштукатуренную над сёдзи и заполненную решеткой, рамма над фусума. В жилище богатых горожан решетка рамма в виде различных ажурных композиций над нагэси служит украшением комнаты.
Все деревянные части интерьера не окрашиваются. Столбы и другие деревянные детали тщательно скоблят или в отдельных случаях покрывают тонким слоем черного лака, через который просвечивает естественный рисунок дерева.
В небогатом жилище деревянные полы настилаются только в приемной комнате; в других жилых помещениях, где обычно семья собирается около очага, пол, как правило, бывает глинобитным и только частично имеет дощатый настил.
В некоторых префектурах, таких как Миязака, Кумамото и др., сохранились дома типа синдэн, все помещения которых расположены в один ряд и выходят на общую террасу перед домом.
В некоторых городах (например, Нара или Хэйан) жилые дома располагались свободно по оси север — юг, среди больших дворов или садов. Но с ростом городов и развитием торговли уже в X—XII вв. дома горожан стали вытягиваться в глубину двора или сада до 40 м, ширина же фасада по-прежнему оставалась около 8 м. Обычно в таких домах, обращенных фасадами на улицу, нижний этаж служит торговым помещением, в то время как расположенные над ним антресоли являются жилищем хозяина и его семьи.
Дома, находящиеся в стороне от торговых улиц, обычно расположены среди сада, иногда искусно спланированного даже на небольшой площади. Благодаря открытым террасам и раздвигающимся сёдзи внутреннее пространство дома как бы растворялось в природном окружении. Особый эффект так же создавали просвечивающие через белую бумагу сёдзи силуэты сосновых ветвей или бамбука, растущих около дома. Устраивая сад вокруг дома, мастера создавали из камней и деревьев специальные пейзажи, которые открывались из окон или террас дома, что также создавало гармоничное сочетание архитектурных форм с природными.
Согласно древней китайской символике с западной стороны дома располагали «океан скал», перед фасадом — «бурный горный поток», на юге — «озеро, покрытое рябью», позади дома, на севере — небольшой холм, а на восточной стороне — дорогу.
Все основные архитектурные принципы национального жилища, сложившиеся в XVI в., сохраняются в Японии и в настоящее время.