Архитектура Японии второй половины VI—VII вв. Нара Пагода Хориндзи, Ансамбль Хорюдзи. Планы монастырей
Архитектура Японии > Архитектура Японии IV-XII вв.
В культовом зодчестве Японии, как и в Китае, применялось черепичное покрытие, древнейшим видом которого было покрытие из чередующихся выпуклых и вогнутых черепиц, так называемое «хонгавара». Однако в Японии широко применялся и местный прием покрытия дранкой из коры кипарисового дерева.
Художественный эффект этого покрытия достигается особым блеском дранки. Слой покрытия над карнизом делается в 2—4 раза толще, чем на остальной поверхности ската, что производит обманчивое впечатление многослойной и тяжелой кровли.
Внедрение некоторых китайских строительных принципов каркасной структуры не шло в разрез с существовавшими ранее местными строительными традициями: древнее жилище, древние синтоистские святилища имели каркасную структуру.
С утверждением буддизма в Японии широкое распространение получили деревянные пагоды в виде башенных сооружений, достигающих высоты 30 и даже 50 м. Пагоды строят всегда по одному принципу. Вся конструктивная система состоит из нескольких квадратных в плане ярусов. Последовательно по высоте ярусы уменьшаются в плане, образуя уступы, которые со всех четырех сторон закрываются односкатной крышей, и поэтому пагоды зрительно воспринимаются многоэтапными.
Только первый ярус имеет перекрытие и используется для хранения священных изображений, свитков и других культовых предметов. Остальное внутреннее пространство выше первого яруса не используется. Высота башен придает им монументальность и подчеркивает функциональную значимость этих сооружений.
Нара. Пагода Хориндзи, VII в.
Каждый ярус состоит из столбов по его периметру, поддерживающих несколько рядов балок, уложенных венцами, и являющихся опорой для следующего яруса. Центральный столб из цельного ствола дерева или иногда составленный из нескольких частей чаще проходит через все ярусы башни и выступает над крышей в виде высокого шпиля, на котором укрепляются девять бронзовых колец. Своей пятой столб опирается на каменное основание и укрепляется в нем шипом. В некоторых пагодах центральный столб проходит только через верхние ярусы, где его пята охватывается конструкцией башенного остова. Центральный столб свободно проходит через башенную конструкцию без связи с ней, так что ее осадка может происходить свободно, а колебания и раскачивания высокого и тяжелого шпиля не передаются башне.
История существования пагод показывает, что они обладают исключительной сейсмостойкостью и устойчивостью против воздействия тайфунов. Это объясняется рациональной конструкцией, отдельные элементы которой (центральный столб и башенный остов) во время землетрясений вибрируют разнохарактерно, что ослабляет общую деформацию пагод. Кроме того, пагоды способны претерпевать большое количество упругих деформаций благодаря качеству материала. Устойчивость пагод обеспечивается также их большим противодействием значительным боковым усилиям.
Наиболее значительным и сохранившимся архитектурным памятником периода Асука, т.е. времени, когда столицей был г. Асука, является буддийский ансамбль Хорюдзи, сооруженный около г. Нара. Строительство ансамбля продолжалось около 15 лет и было закончено в 607 г. По преданию, ансамбль Хорюдзи был сооружен ревностным поборником буддизма — Сётоку Тайси — членом правящего рода. Полное название ансамбля — Хорю Гамкумондзи, что означает храм Поучений и точно соответствует его назначению служить одновременно и храмом и школой проповедников буддизма в Японии.
Ансамбль Хорюдзи близок к многим одновременным архитектурным памятникам Китая и Кореи, которые почти целиком исчезли. В основу первоначального плана Хорюдзи с его комплексом отдельных зданий, ворот, галерей и двора с оградой были положены традиции китайской и корейской архитектуры подобного рода. Несомненно, что в разработке плана и в строительстве ансамбля Хорюдзи корейские зодчие принимали самое непосредственное участие.
Обычно в таких ансамблях, согласно древним китайским и корейским традициям, центральная ось располагалась строго с юга на север. Сооружения возводились одно за другим и разделялись лишь воротами и пространством дворов. Таким образом, только проходя через дворы и отдельные здания, последовательно расположенные на центральной оси, можно было ощутить красоту и величие всего архитектурного комплекса.
Япония, монастыри. Планы и перспективные схемы:
1 - монастыря Ситэннодзи, VII в.; 2 — монастыря Хорюдзи, VII в.; 3 — план монастыря Якусидзи, VII в.
1 - монастыря Ситэннодзи, VII в.; 2 — монастыря Хорюдзи, VII в.; 3 — план монастыря Якусидзи, VII в.
Главные ворота — Нандаймон (Большие южные ворота) — расположены с южной стороны. Далее следовали двор и вторые ворота Тюмон (Средние ворота), за которыми воздвигались многоярусная башня — пагода, а позади нее было здание главного храма — «кондо» (Золотой зал). В конце центральной оси, в северной части, находилось здание «кадо» (Зал поучений). Со всех сторон такой храмовый ансамбль ограждался галереей, отделенной колоннадой от двора.
В течение первого столетия существования ансамбля Хорюдзи размещение его зданий было изменено. Пожар 670 г. уничтожил постройки комплекса, после чего он был сооружен заново.
Раскопки 1939 г. показали, что первоначальная территория ансамбля, возведенного в 607 г., располагалась к юго-востоку от современной, частично совпадая с ней. Существует предположение, что из первоначальных построек уцелело одно здание — современное кондо. Первоначальная композиция, согласно которой постройки размещались по оси юг — север, была изменена.
В Хорюдзи перед вступающим в главные ворота в настоящее время раскрывается большая площадь с рядом архитектурных сооружений. С востока от центральной оси находится величественное кондо — древнейшая из сохранившихся деревянная постройка в мире (После пожара 1949 г. сильно пострадала живопись внутри. Кондо было реставрировано). В западной части двора возвышается деревянная пагода, а дальше виднеется небольшое, перестроенное позднее, здание кадо. Территория комплекса обнесена галереей, первоначально прямоугольной в плане. При ремонте после пожара в X в. галерея получила современное очертание, включив постройки VIII в. — библиотеку и колокольную башню.
Асимметричность расположения и различная высота построек Хорюдзи не нарушают единства всего архитектурного комплекса, но в то же время этим разнообразием архитектурных объемов и силуэтов подчеркивается художественная значимость каждого объекта.