Архитектура Японии второй половины VI—VII вв. Планы монастырей Ситэннодзи, Хорюдзи, Якусидзи, Кофукудзи, Тодайдзи. Типы крыш
Архитектура Японии > Архитектура Японии IV-XII вв.
В середине VII в. в Японии сложилось единое раннефеодальное государство во главе с правителем — тэнно.
В 552 г. из Китая через государство Когурё, существовавшее в то время на Корейском полуострове, в Японию проникает буддизм и на протяжении VI в. постепенно получает признание в узких кругах представителей родовой знати, так как он помогал объединению страны.
Широко используя искусство для распространения своих идей, буддизм постепенно привлекал и низшие слои населения своими торжественными богослужениями, пышностью и величием храмов, украшением которых служили многочисленные статуи божеств и живопись. Доктрина буддизма о возможности спасения для каждого человека, кем бы он ни был, создавала видимость равенства между людьми, что также способствовало его распространению среди народных масс. В 621 г. буддизм получил официальное признание и стал господствующей религией Японии.
В 577 г. в Японию из государства Пякчё на Корейском полуострове прибыли первые строители буддийских храмов. Позднее в Японии появились китайские зодчие, а также корейские скульпторы и художники.
Подлинным оплотом буддизма в этот период стал город Асука (город Ранних цветов), основанный царицей Суйко в начале VII в. около Нара. Сведений о планировке города нет.
В архитектуре и искусстве этого времени заметно влияние многовековой культуры Китая, которая проникла в Японию вместе с буддизмом через Корею.
Влияние китайской архитектуры проявилось не только в храмовой, но и в светской архитектуре. В этот период, согласно письменным источникам, в Японии впервые появились дворцы, сооруженные на высоких стилобатах (подобно китайским).
Широкое развитие строительства буддийских культовых сооружений относится к VII в., почти все эти деревянные постройки погибли.
Изучение остатков ранних храмов позволяет сделать вывод, что для этих построек был заимствован принцип плановой композиции храмовых комплексов Кореи и Китая. Так, например, самый ранний монастырь Ситэннодзи в Осака, построенный четвертым императором Ситэнно в 588 г., имел обычный план китайского монастыря, в котором постройки размещались одна за другой по оси юг — север.
Япония. Схематические генеральные планы монастырей:
1 — Ситэннодзи, VII в.; 2 — Хорюдзи, VII в.; 3 — Якусидзи, VII в.; 4 — Кофукудзи, VIII в.; 5 — Тодайдзи, VIII в.
1 — Ситэннодзи, VII в.; 2 — Хорюдзи, VII в.; 3 — Якусидзи, VII в.; 4 — Кофукудзи, VIII в.; 5 — Тодайдзи, VIII в.
В буддийских постройках Японии использована не только общая композиция храмовых и монастырских ансамблей, но и планировка и структура отдельных зданий, а также некоторые детали, формы и конструктивные приемы, свойственные зодчеству Китая.
Япония. Планы и перспективные схемы монастырей:
1 - монастыря Ситэннодзи, VII в.; 2 — монастыря Хорюдзи, VII в.; 3 — план монастыря Якусидзи, VII в.
1 - монастыря Ситэннодзи, VII в.; 2 — монастыря Хорюдзи, VII в.; 3 — план монастыря Якусидзи, VII в.
В Японии, как и Китае, на протяжении веков дерево было главным строительным материалом. Согласно японской теории только архитектурные формы деревянных построек могли наилучшим образом сочетаться с природным окружением. Применение камня как строительного материала началось только в XVI—XVII вв.
Планы построек имели прямоугольное очертание, вход размещался по длинной стороне, структуру здания составлял деревянный остов из наружных и внутренних колонн, связанных балками, поддерживающими крышу. Конструкция крыши в основном состояла из горизонтальных и вертикальных элементов, составляющих единую конструктивную систему с балками и колоннами.
Высокие крыши имели далеко выступающие изогнутые скаты для удаления дождевой воды, поддерживаемые консолями над столбами каркаса и между ними. Благодаря большому весу конструкций крыши японских построек хорошо противостоят сейсмическим разрушениям. Капитальные стены не воздвигались. Промежутки между колоннами заполнялись деревянными решетками или штукатурились по легкой решетчатой основе.
Крыша составляла не только значительный элемент структуры здания, но и своей высотой и формой, линией изгиба скатов, соотношением с общими размерами здания определяла с точки зрения японских архитекторов его внешний облик.
В Японии существовало несколько типов крыш: двускатные крыши (киридзума), пирамидальные (хогё) над квадратными постройками, вальмовые над прямоугольными (ситю) и, наконец, крыши, представляющие собой комбинацию двускатных и вальмовых (иримоя).
Типы крыш
1 — двускатная; 2 — пирамидальная; 3 — вальмовая; 4 — комбинация двускатных и вальмовых («иримоя»)
1 — двускатная; 2 — пирамидальная; 3 — вальмовая; 4 — комбинация двускатных и вальмовых («иримоя»)