Архитектура Японии 710—794 гг. (период Нара). Нара План города, Сокровищница Сёсоин
Архитектура Японии > Архитектура Японии IV-XII вв.
Образование феодального государства создало благоприятные условия для развития производительных сил. Развиваются сельское хозяйство, ремесла и торговля, увеличивается оросительная сеть. Усиливается влияние Китая как в политической, так и в культурной жизни Японии. Китайский язык становится языком официальных документов. Заимствуются градостроительные и архитектурные идеи Китая.
Город Нара (первоначальное название Хейдзё), ставший в начале VIII в. столицей Японии, дал название новому периоду в истории страны. В период Нара (710—794) значительно расширилось строительство, столица украшается новыми зданиями. Ее планировка была осуществлена согласно китайским градостроительным принципам.
Примером для японских зодчих служила столица Китая периода Тан — г. Чанъань с императорским дворцом в северной части города и прямолинейной сеткой улиц, ориентированных с севера на юг и с востока на запад.
Нара. План города
1 – императорский дворец; 2 – Тодайдзи; 3 – Кофукудзи; 4 – Якусидзи; 5 – Тосёдайдзи; 6 – Хоккидзи; 7 – восточный рынок; 8 – западный рынок
1 – императорский дворец; 2 – Тодайдзи; 3 – Кофукудзи; 4 – Якусидзи; 5 – Тосёдайдзи; 6 – Хоккидзи; 7 – восточный рынок; 8 – западный рынок
В течение 70 лет в новой столице Японии колоссальные средства и огромное количество строителей используются при возведении величественных светских и культовых зданий, богатством форм подражающих, пышным дворцам Чакъаня. Сохранились сведения, что в зданиях императорского дворца в Наре были красные колонны и высокие крыши с зеленой глазурованной черепицей. В это время создается храмовый ансамбль в Наре — Тодайдзи.
В каждой провинции также строятся большие храмы, так называемые «кокубундзи» (храмы провинций).
Наряду со строительством монументальных зданий, повторяющих структуру и формы китайских храмов и дворцовых построек, не прекращалось массовое строительство, использующее многие древние строительные традиции. Легкие деревянные постройки VII—VIII вв. не сохранились, но имеются многочисленные письменные свидетельства (инвентарные записи, правительственные распоряжения, отчеты) о том, что в период китайского влияния не только в сельских округах, но и в столице продолжалось строительство на основе местных традиций.
Монастырские хозяйственные постройки и даже культовые сооружения второстепенного значения, часто постройки знати и тем более дома представителей низших слоев населения с кровлями из досок, дранки и соломы, деревянными полами и неокрашенными фасадами свидетельствовали о живучести старых строительных традиций.
В исторических документах встречаются конкретные описания отдельных построек с указанием размеров и материалов. Так, по записям 762 г. постройка, принадлежавшая одному из членов знатного рода Фудзивара, занимавшему высокое положение, была размером в плане 15х8 м. Пол из широких досок толщиной 10—12 см, уложенный без балок, выступал за стены здания, образуя со всех сторон веранду. По продольным фасадам веранда в средней части уширена, здесь были поставлены колонны, образующие трехпролетные портики. При таком крестообразном плане основная часть покрыта двускатной кровлей, портики покрыты односкатной кровлей. Основные столбы каркаса погружены в грунт на 0,9 м и поверху связаны прогонами. Промежутки между колоннами забраны досками, два окна заполнены решетками.
Правящие круги были обеспокоены тем, что в столице, где находилась резиденция императора, не было соответствующего великолепия из-за обилия традиционных местных построек. Поэтому для зданий, принадлежащих японской знати, был установлен обязательный внешний облик (черепичные кровли, окраска зданий в красный цвет).
От всех многочисленных монументальных построек нарского периода до настоящего времени сохранилось не более 20, среди которых самыми значительными архитектурными памятниками являются сокровищница Сёсоин и здание храма Великого Будды в ансамбле Тодайдзи, находящиеся в Наре.
Нара. Сокровищница Сёсоин, VIII в. Общий вид, деталь фасада
Своеобразна по своим конструктивным принципам сокровищница Сёсоин, построенная в 752 г. императором Сёму. Прямоугольное в плане здание длиной 32,4 м сооружено на высоко поднятой платформе, которая держится на 40 массивных столбах высотой 2,7 м, укрепленных широкими железными обручами. Стены сокровищницы, поддерживающие двускатную кровлю, возведены с необычайным искусством из трехгранных в сечении бревен, уложенных таким образом, что внутри здания они образуют гладкую, ровную плоскость, а с наружной стороны выступающие острые грани бревен создают ребристую поверхность, неровность которой усиливается игрой света.
Сёсоин состоит из трех частей, каждая из которых имеет особую дверь, выходящую на общий узкий помост со стороны главного фасада. Здание не имеет лестниц. Один раз в году, когда производится проверка наличия экспонатов, а также их проветривание, на это время сооружаются дополнительная веранда вдоль фасада и лестницы, которые после окончания этой церемонии уничтожаются.
Учитывая назначение здания как хранилища больших государственных ценностей — документов, свитков живописи, музыкальных инструментов, оружия, имеющего историческое значение, редких вышивок, тканей и ковров, а также других предметов искусства — и заботясь об их сохранности, строители применили своеобразный прием для циркуляции воздуха внутри здания. В течение летней и осенней жары бревна под воздействием горячего воздуха высыхают и сжимаются, образуя щели, так что струи сухого теплого воздуха проникают в здание. В период же ненастной погоды бревна разбухают под действием влаги и расширяясь тесно смыкаются друг с другом, сохраняя внутри здания сухой воздух.
Подобные бревенчатые постройки, сложившиеся в VIII в., носят название «адзэгура» и используются в Японии главным образом как хранилища, подобно Сёсоину. В северных областях такие постройки изредка применяются как жилища.