Архитектура Японии IX—XII вв. (период Хэйан). Нара Монастырь Муродзи Кондо. Киото Пагода Дайгодзи. Удзи Храм Бёдоин Зал Хоодо - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Японии IX—XII вв. (период Хэйан). Нара Монастырь Муродзи Кондо. Киото Пагода Дайгодзи. Удзи Храм Бёдоин Зал Хоодо

Архитектура Японии > Архитектура Японии IV-XII вв.
    В IX—X вв. большие изменения происходят и в сооружении культовых зданий. Распространение в Японии мистических учений буддийских сект Тэндай и Сингон привело к отказу от сооружения больших парадных храмовых ансамблей с размещением отдельных зданий на большом открытом пространстве. Буддийские храмы в это время строятся в уединенных горных местностях, где тишина густых лесов способствовала мистическим настроениям.
    Характерным сооружением этого нового направления в культовой архитектуре Японии может служить монастырь Муродзи, сооруженный в 824 г. около Нары. Японские зодчие удачно использовали гористую местность, разместив храмовые здания и пагоду на склоне горы.
    Из построек монастырского комплекса Муродзи гармоничным сочетанием с окружающей природой, простотой и оригинальностью композиции особенно отличается золотой зал (кондо). Это одноэтажное здание с невысокой четырехскатной крышей типа «ситю», крытой дранкой из хиноки, стоит на склоне горы. Главный фасад здания высоко поднят над землей на столбах. Узкая терраса с простыми перилами из двух горизонтальных планок с трех сторон здания связывает объем здания с окружающей средой.
    Большим своеобразием отличается и пятиярусная пагода монастыря Муродзи, находящаяся на небольшой площадке среди густого леса, как бы скрывающего ее.
Монастырь Муродзи. Префектура Нара, 824 г. Кондо
Монастырь Муродзи. Префектура Нара, 824 г. Кондо
    По своему облику она напоминает ранние корейские пагоды с множеством прямых крыш. Крыши, лишь слегка поднятые по углам и тесно расположенные одна над другой, разделяются незначительным пространством, где устроены легкие обходные балконы вокруг стен ярусов.
Киото. Пагода Дайгодзи, 951 г. Общий вид
Киото. Пагода Дайгодзи, 951 г. Общий вид
Киото. Пагода Дайгодзи, 951 г. Разрез
Киото. Пагода Дайгодзи, 951 г. Разрез
    В 951 г. была построена пятиэтажная пагода Дайгодзи высотой 36 м, с большими выступами крыш. Она считается наиболее характерной для этого типа сооружений Японии.
    В XI в. в японской архитектуре наблюдается значительный отход от китайских строительных принципов с их четкостью планировки и монументальной строгостью архитектурных форм. Сооружая храмы или дворцы аристократической знати, японские зодчие все смелее вступают на путь самостоятельных решений, которые им диктуются не только иной природной средой, но и всем укладом жизни японской знати.
    Придворная культура Хэйан с ее культом красоты и эстетизма, царившем в аристократической среде, с призывом к духовной утонченности, звучавшим в поэзии этого времени, нашла свое отражение и в архитектуре X—XI вв. Блестящим примером пышной светской постройки этого времени может служить сохранившийся до наших дней загородный увеселительный дворец, выстроенный в Удзи, около столицы Хэйан, вблизи буддийского храма Бёдоин в 1053 г. представителем знатной семьи Фудзивара — правителем Еримицу. После смерти Еримицу в 1074 г. дворец был превращен также в одно из зданий храма и получил название Хоодо (зал птицы Хоо), так как в плане здание имеет форму фантастической птицы Хоо (феникс) с двумя флигелями «крыльями» и «хвостовой» галереей.
Удзи. Храм Бёдоин. Зал Хоодо (птицы Хоо), 1053 г. Фасад
Удзи. Храм Бёдоин. Зал Хоодо (птицы Хоо), 1053 г. Фасад
    В этом сложном по своему силуэту сооружении уже виден значительный отход от китайских традиций. Как в его своеобразной планировке, так и самом расположении увеселительного дворца, который первоначально был воздвигнут на острове посреди пруда, явственно стремление к сложности пространственной композиции, легкости, растворению архитектурных форм в окружающей природной среде (открытые галереи, отражение в воде) в противовес четкой законченности форм и монументальности объемов величавых китайских дворцов периода Тан.
Удзи. Храм Бёдоин. Зал Хоодо (птицы Хоо), 1053 г. Общий вид
Удзи. Храм Бёдоин. Зал Хоодо (птицы Хоо), 1053 г. Общий вид
Удзи. Храм Бёдоин. Зал Хоодо. Деталь
Удзи. Храм Бёдоин. Зал Хоодо. Деталь
    Небольшой прямоугольный деревянный павильон расположен на главной оси на низком каменном основании с портиком перед центральным входом. Дворец увенчан высокой двухъярусной черепичной крышей с большим выносом, на концах конька возвышаются позолоченные фигуры фантастических птиц Хоо. Всю тяжесть перекрытий и крыши воспринимают парные трехъярусные кронштейны, расположенные на квадратных столбах. Легкий обходной балкон, расположенный между ярусами крыши, скрывается в тени ее низких скатов.
    Увенчанные одноярусными кровлями легкие открытые галереи, концы которых подчеркнуты высокими двухъярусными крышами, расположены по обе стороны центрального павильона.
    Все здание дворца производит впечатление легкой, нарядной постройки с четкой завершенностью и уравновешенностью объемов.
    Развитие художественного ремесла в X—XI вв., особенно лаковой росписи золотом «икакэдзи», способствовало созданию торжественного оформления интерьера дворца со сложными формами украшений, которые сохранились при превращении дворца в храм.
    В убранстве дворца широкое применение нашли резьба по дереву в виде сложных композиций растительного характера, резьба по металлу, причем ажурные бронзовые позолоченные пластины дополнительно украшались тончайшей гравировкой. Решетчатый потолок и столбы, покрытые золотым лаком и росписями, свидетельствуют о высоком мастерстве в этом виде декора. Отдельные деревянные детали внутри зала украшены также инкрустацией перламутром.
    Такая отделка зала характерна для дворцового зодчества X—XI вв. и несомненно требовала огромных усилий многочисленных художников и народных мастеров, трудившихся годами над созданием интерьеров парадных зданий.
    После превращения этого увеселительного дворца в 1074 г. в буддийский храм, посвященный Будде Амида, было сооружено алтарное возвышение для статуй с великолепным резным балдахином, а на стенах исполнена стенопись художника Такума Таменари на тему «Рай Будды Амида». Согласно буддийскому канону о рае пруд был оставлен только перед зданием со стороны главного фасада.
Удзи. Храм Бёдоин. Зал Хоодо. План
Удзи. Храм Бёдоин. Зал Хоодо. План
    Вся постройка с ее легкими столбами, открытыми галереями и высокой крышей центрального павильона, отражающимися в пруде, свидетельствует о стремлении придворной знати периода Хэйан к изысканной красоте и отвечает назначению дворца служить для увеселений.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому