Архитектура Бирмы I—VIII вв. Таякетая Ступа Пэяджи, храмы Бебе и Лемьетна
Архитектура Бирмы
Об архитектуре этого периода можно судить только по немногочисленным кирпичным памятникам государства Пью. В Пейтано сохранились фундаменты городских ворот, дворца, культовых построек I—IV веков. В Таякетае, кроме фундаментов, сохранилось несколько культовых построек V—VIII веков.
Основными архитектурными типами монументальных культовых сооружений Бирмы были ступы (бирм. «зэди») — колоколообразные сооружения без внутреннего пространства и храмы с внутренним пространством, в котором находились статуи Будды.
Древнейшими бирманскими ступами, сохранившими свою первоначальную форму, считаются три ступы — Бободжи, Пэяджи и Пэяма, построенные в V—VI вв. вокруг Таякетаи как бы в вершинах треугольника, описанного вокруг стен. Эти ступы состоят всего из трех элементов, лежащих в основе композиции всех бирманских ступ: ступенчатого, круглого в плане основания (бирм. «писсэян»), колокола (бирм. «каунлан») и венчающего «зонтика» (бирм. «ти». Современное «ти» — позднего происхождения. Форма древнего завершения неясна). Ступы построены из кирпича и внутреннее пространство засыпано землей. Наружные поверхности колоколов были оштукатурены, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки штукатурки.
Таякетая. Ступа Пэяджи
Самые ранние из известных бирманских храмов с внутренним пространством — Лемьетна («Лемьетна» — собирательное имя для центрических храмов с изображениями четырех будд) и Бебе — были построены в Таякетае около VIII в. Эти два храма представляют собой вполне сложившиеся законченные архитектурные композиции, впоследствии повторенные в храмах Паганского периода. В храме Лемьетна, квадратном в плане, с двумя осями симметрии, в центре находится массивный столб, окруженный сводчатой галереей-коридором. Четыре входа, ориентированные по странам света, ведут к четырем барельефам Будды, прислоненным к центральному столбу. Храм Бебе имеет одну ось симметрии, один вход и сводчатый зал, в котором находится барельеф Будды с учениками.
Планы храмов Пагана и Таякетаи
1 — Питакатан; 2 — Упалитейн; 3 — Шинбинтальян; 4 — Ананда; 5 — Локатэпа; 6 — Нагайон; 7 — Чауку Умин; 8 — Табьинью;
9 — Бебе (Таякетая); 10 — Лемьетна (Таякетая) (правый масштаб для № 4, 6, 7 и 8)
1 — Питакатан; 2 — Упалитейн; 3 — Шинбинтальян; 4 — Ананда; 5 — Локатэпа; 6 — Нагайон; 7 — Чауку Умин; 8 — Табьинью;
9 — Бебе (Таякетая); 10 — Лемьетна (Таякетая) (правый масштаб для № 4, 6, 7 и 8)
Развитая техника кирпичной кладки с применением клинчатого свода, хорошо разработанная система декора говорят о том, что этим первым известным храмам Бирмы предшествовал сравнительно долгий путь развития.
Бирманские ступы и храмы строили или как самостоятельные обособленные сооружения, или как элементы целого храмового комплекса (бирм. «пэя»). Храмовые комплексы располагались в местах, связанных с религиозными и историческими событиями, или в местах, представлявших собой природные феномены, или просто хорошо обозреваемых с больших расстояний. Если позволяло место, храмовый комплекс строили квадратным или прямоугольным в плане со сторонами, строго ориентированными по странам света. Участок обносили невысокой кирпичной стеной.
В храмовый комплекс вели четыре входа по одному с каждой стороны в виде кирпичных или деревянных павильонов с многоярусными крышами. Если храмовый комплекс располагался на холме, то к входам вели четыре лестницы под ступенчатыми крышами (бирм. «заундан»). Они начинались входными павильонами, по обеим сторонам которых были расположены скульптуры гигантских львов-«чинтэ» — фантастических стражей священных мест.
Центр храмового комплекса занимало главное сооружение — ступа или храм. Центральную ступу окружали мелкие ступы, фантастические «райские деревья», зонты, скульптуры фантастических существ. Вокруг центральной группы сооружений комплекса шел широкий обход. Между ним и оградой размещались ступы, зонты, вотивные колонны и павильоны («тэзауны»), сооруженные над различными объектами культа. Размеры и количество сооружений храмового комплекса находились в прямой зависимости от его религиозной значимости.