Архитектура Японии 710—794 гг. (период Нара). Нара Монастырь Тодайдзи Зал Дайбуцудэн, Здание Хоккедо - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Японии 710—794 гг. (период Нара). Нара Монастырь Тодайдзи Зал Дайбуцудэн, Здание Хоккедо

Архитектура Японии > Архитектура Японии IV-XII вв.
    Наиболее значительным архитектурным памятником нарского периода является здание Дайбуцудэн (зал Великого Будды), сохранившееся до наших дней в храмовом ансамбле Тодайдзи Большого восточного монастыря. Это наиболее крупное деревянное сооружение в мире. Здание было воздвигнуто в 752 г. в восточной части г. Нара по приказу императора Сёму, горячего поборника буддизма, полагавшего, что это религиозное учение способствует уничтожению недовольства как среди неимущего класса, так и в кругах аристократии, политическое значение которой было в это время значительно ослаблено.
    Первоначальное здание имело размеры около 87х50 м и высоту около 49 м. Две пагоды, симметрично расположенные относительно продольной оси комплекса, достигали высоты около 97 м, т.е. больше чем в три раза превышали высоту пагоды храма Хорюдзи.
Япония. Схематические генеральные планы монастырей:
Япония. Схематические генеральные планы монастырей:
1 — Ситэннодзи, VII в.; 2 — Хорюдзи, VII в.; 3 — Якусидзи, VII в.; 4 — Кофукудзи, VIII в.; 5 — Тодайдзи, VIII в.
    После пожара здание Дайбуцудэн было восстановлено в XII в., но в течение последующих веков, когда Нара потеряла прежнее положение столицы, оно не поддерживалось и находилось в запущенном состоянии. Только после того как здание снова частично было разрушено во время пожара в 1567 г., оно было восстановлено в конце XVII—начале XVIII в., но уже значительно меньшего размера.
    Величественные постройки Тодайдзи отражали влияние китайской архитектуры периода Тан.
    Так как в самом Китае почти не сохранилось памятников деревянного зодчества этого времени, здание Дайбуцудэн, хотя и перестроенное позднее, все же дает представление о величественности и масштабах памятников этого периода.
    В настоящее время Дайбуцудэн представляет собой огромный павильон с двухъярусной крышей, достигающий высоты 55 м. Длина его 60 м и ширина 55 м. Для того чтобы поместить грандиозную статую Будды (около 16 м), отлитую из бронзы, верхняя часть крыши приподнята, отчего здание кажется двухэтажным.
Нара. Монастырь Тодайдзи. Зал Дайбуцудэн
Нара. Монастырь Тодайдзи. Зал Дайбуцудэн. Возведен в 752 г., восстановлен в конце XVII — начале XVIII в. Общий вид, план, разрез
    Мощные высотой 21 м цельные столбы с энтазисом, со сложными кронштейнами образуют 11 пролетов по длине и семь пролетов по ширине здания. Столбы и все конструктивные детали здания снаружи расписаны красным суриком и желтым лаком, что в сочетании с белыми оштукатуренными частями придает ему живописность.
    Двухъярусная, сильно нависающая над стенами четырехскатная крыша покрыта серой черепицей. Короткий конек верхней крыши с двух сторон украшен позолоченными выступами, так называемыми «хвостами совы».
    Центральный вход подчеркнут фронтоном в форме арбалета, носящим название «карамон» (китайские ворота). Эта деталь, акцентирующая центр здания, по-видимому, появилась значительно позднее, в XVI—XVII вв. Более позднего происхождения, очевидно, и многоярусная форма кронштейнов, расположенных один над другим с постепенным увеличением выступа (до 3 м). Кроме того, само расположение кронштейнов не только над столбами, как это было принято в зодчестве периода Тан, но и между столбами указывает на более поздний характер этих конструкций.
    В комплекс монастыря входило также здание Хоккедо, сохранившее характер ранних построек.
Нара. Монастырь Тодайдзи. Здание Хоккедо
Нара. Монастырь Тодайдзи. Здание Хоккедо. Продольный и торцовый фасады, план
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому