Архитектура Камбоджи конца XII—XIII вв. Ангкор Пра Кхан, Бантай Тьхмар
Архитектура Камбоджи
Средства и приемы пластики в XIII в. раскрывали архитектурный замысел. Как правило, они не нарушают архитектурной тектоники; например, стены Пра Кхана в районе Ангкора поддерживаются гарудами (гаруда — персонаж из индусской мифологии в образе полуженщины-полуптицы), выполняющими роль контрфорсов, низкие рельефы и круглые скульптуры — неразрывная часть общего композиционного замысла. Ритмический строй скульптурной композиции соответствует ритму архитектурной композиции. В царских террасах Ангкор Тома гаруда выполняет роль кариатиды, поддерживая карниз цоколя верхних ярусов террас.
Важнейшей чертой кхмерских храмов было образно-художественное единство архитектуры и скульптуры. Храмовые комплексы выступали уже не как сумма отдельных видов искусства, а как качественно новые художественные произведения.
В последнее двадцатилетие XIII в, были созданы крупнейшие буддийские монастыри Бантай Кдеи (700x500 м), Та Прохм (1000х700 м), Пра Кхан (820x640 м), вокруг которых образовывались целые поселения до 100 тыс. человек. Это были крупнейшие религиозные центры средневековья на Востоке.
Ангкор. Пра Кхан, XIII в. Подъездная аллея перед гопурой
Ангкор. Бантай Тьхмар, XIII в. План
Одним из последних грандиозных ансамблей-городов ангкорского периода был комплекс Бантай Тьхмар. Расположение города в 750 км к северо-западу от Ангкора у отрогов Дангрекских гор преследовало стратегическую цель. Бантай Тьхмар был главным северным форпостом империи. Связь с центром осуществлялась через северную дорогу, идущую от Пхимаи к Ангкору. Бантай Тьхмар — один из наименее исследованных комплексов, сильно пострадавший от времени и еще больше от войн с северными кхмерскими соседями — тямами и сиамцами.
Внешняя ограда города представляет собой прямоугольник земляной дамбы размером 2000x2500 м, высотой 3 м. Перед внешней оградой располагался барей — искусственное озеро размером 1600X750 м. Цитадель укреплял прямоугольник латеритовых стен 800x600 м, окруженный рвом шириной 50 м, который по главным осям пересекали шоссейные подъезды с нагами-балюстрадами. Главный массив комплекса, окруженный двухнефной галереей из песчаника (250x250 м), состоит из центрального святилища с подсобными строениями, обнесенными еще одной оградой (400х200 м), прерываемой с севера и юга крестообразными в плане залами.
Объемно-пространственная композиция этого массива комплекса решена логично, но усложнена обилием крестообразных в плане объемов. Если в XII в. крестообразные галереи располагались только перед восточным входом, то теперь наметилась тенденция к образованию между оградами-галереями подсобных крестообразных в плане строений с южной, северной и западной сторон. Крестообразные строения появились и в углах окружных галерей. Как следствие влияния крестообразных планировочных структур, все гопуры из однопролетных превратились в трехпролетные проездные павильоны. Внутренние стены галерей покрыты рельефами на темы событий из истории и религии кхмерского народа. Богатый орнаментальный декор украшал памятник.
Колоссальные затраты труда на создание всего комплекса приближенно подсчитал Жорж Гролье. Объем земляных работ в этом сооружении равен около 4,5 млн. м3. Если каждый человек в день перемещал 2 м3, то потребовалось бы около 2 250 000 рабочих дней, т.е. 2000 рабочих могли осуществить эту работу не менее чем в три года. Выравнивание и нивелировка земли для комплекса, добыча и транспортирование камней на расстояние 18 км, установка их на место, притирание и пригонка камней и т.д. при наличии техники того времени заняли бы у 30 000 рабочих восемь с половиной лет при 10-часовом рабочем дне без минуты отдыха. После завершения строительства начинались скульптурные работы, которые также требовали 1000 скульпторов в течение 20 лет. Подобно этому храму другие комплексы кхмерских городов сооружались в среднем 30—40 лет.
Крупнейшая кхмерская цитадель Бантай Тьхмар — это образец грандиозных ансамблей-городов Камбоджи.
Несмотря на значительные достижения позднего ангкорского периода, сооружения второй половины XIII в. несли в себе черты, свидетельствующие о начавшемся упадке в развитии зодчества Камбоджи. Памятники конца XIII — начала XIV вв. сплошь «затканы» скульптурой. В синтезе архитектуры и скульптуры намечается тенденция к иррационализму. Скульптура стала довлеть над архитектурными формами и заполнять все поверхности несущих и ненесущих конструкций, вступая в противоречие с архитектоничностью, нарушая пространственное равновесие объемов. Скульптура начала порабощать архитектурные формы, в результате чего постепенно пришли в упадок и архитектура, и скульптура.
В начале XIV в. кхмерская империя оставалась крупной державой и, как свидетельствует путешественник Чжоу Да-гуань, занимала «все земли до моря». Строительство монументальных сооружений резко сократилось, в чем не последнюю роль сыграла и смена «прославляющего» буддизма махаяны буддизмом хинаяны — «уходящего в себя». До 1330 г. Ангкор являлся столицей империи, но крупного строительства там не велось.
Со второго десятилетия XIV в. Камбоджа быстро теряет одно за другим вассальные государства, расположенные в западных, северных и восточных ее частях. Это привело к резкому сокращению материальных доходов и, следовательно, возможностей для ведения дальнейшего строительства. С 1350 г. начинаются непрекращающиеся войны между королевством Аютия и Камбоджей. В 1430 г. Ангкор был осажден таями, захвачен и разграблен. С этого времени район Ангкора был небезопасным для столицы, и центр государства сместился к юго-востоку — сначала в Ловек, потом в Удонг и, наконец, в Пном-Пень.
Если верить хроникам летописца португальской Индии Диего де Конто и свидетельствам испанского миссионера Кристоваль де Жака, побывавшего в Камбодже в 1606 г., Ангкор Том во второй половине XIV в. был резиденцией кхмерских правителей. Вновь возобновилось строительство, работала восстановленная ирригационная система, очевидно, продолжалось незавершенное строительство храмов. Однако яркий расцвет средневековой архитектуры Камбоджи закончился уже в XIV в., как и ее гегемония на Индокитайском полуострове. Влияние же кхмерского зодчества на архитектуру сопредельных стран продолжалось еще более трех столетий.
Главным в характеристике градостроительных принципов явилось развитие прямоугольно-центрических композиций. Средневековые города Камбоджи решались как единые организованные пространства. Выразительность художественного облика города достигалась единым планировочным замыслом и единством стиля архитектуры.
Монументальные памятники кхмерского зодчества представлены грандиозными объемно-пространственными композициями. Планировка и построение объемов в комплексах строго подчинялось единым закономерностям, что обеспечивало гармонизацию ансамблей.
Кхмеры создали свой тип культового сооружения — пирамидальный храм, завершенный пятью башнями, расположенными в шахматном порядке с доминирующей центральной. Величавые триумфальные подходы к храмам, скульптурно оформленные мосты через обводные каналы, аллеи гигантов перед входами в храм — все это своеобразные приемы кхмерских зодчих для лучшего обозрения и восприятия храмовой архитектуры. Последовательность раскрытия архитектурной композиции ансамбля, умение сосредоточить внимание зрителя на определенном месте, наиболее удачном для восприятия архитектурного образа, — отличительная особенность ангкорских сооружений.
Огромную роль в период расцвета ангкорского зодчества играл синтез скульптуры и архитектуры. Своеобразное сочетание архитектурных форм со скульптурой выразилось в создании уникальных в художественном отношении произведений: наг-балюстрад, башен с ликами, гаруд — кариатид, слонов — контрфорсов.
Архитектура Ангкорской империи представляет одну из величественных страниц в истории архитектуры азиатского средневековья. Кхмерское зодчество может быть охарактеризовано как своеобразное художественное явление, ставшее основой дальнейшего развития архитектуры соседних стран Индокитайского полуострова (Таиланда, Лаоса). Памятники классической архитектуры Камбоджи поражают как грандиозностью масштабов, так и удивительной гармоничностью и цельностью художественных образов.