Архитектура Китая X—XIII вв. Градостроительство. Жилое и дворцовое строительство - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Китая X—XIII вв. Градостроительство. Жилое и дворцовое строительство

Архитектура Китая > Архитектура Китая X—XIII вв.
    В 1127 г. теснимые кочевниками на севере императорский двор и знатные фамилии должны были покинуть Бяньлян и бежать на юг в город Линьань или Цзинши (современный Ханчжоу), расположенный на берегу озера Сиху и ставший столицей Южной династии Сун (1127—1279).
    О богатом облике этого города подробно рассказал в своей книге венецианец-путешественник Марко Поло, проживший в Китае 16 лет (1275—1291). Марко Поло сообщает, что город в окружности занимал около 100 миль (по замечанию исследователей, говорится о 100 китайских ли) и отличался хорошей регулярной планировкой с длинными и прямыми улицами, причем некоторые из них имели 40 шагов ширины. В городе были также обширные торговые площади, на которых собиралось около 50 тыс. торговцев.
    Все эти площади были окружены высокими зданиями, в нижних этажах которых помещались лавки и ремесленные мастерские. Вдоль главной улицы города с одного конца до другого стояли дома и огромные дворцы среди садов. Дома жителей были хорошо построены и богато отделаны. «... Они находят такое удовольствие в орнаментах, живописи и архитектуре, что тратят на это удивительные суммы денег».
    Как и Венецию, город пересекала сеть каналов, через которые были перекинуты 12 тыс. каменных мостов. Оживленная торговля вызывала постоянный приток в столицу иноземных купцов, для которых существовали гостиницы и великолепные бани. В городе имелось много тенистых парков с богатыми жилищами. Все улицы замощены кирпичом или камнем, причем указывается, что главная улица также была вымощена камнем и кирпичом на 10 шагов с каждой стороны, а в середине, которая предназначалась для верховой езды,— мелким щебнем и снабжена водосточными трубами для стока дождевой воды в соседние каналы, так что дорога всегда оставалась сухой.
    Вокруг озера Сиху располагались дворцы знати, которые отличались богатством архитектуры. Далее Марко Поло сообщает, что на двух островах озера были сооружены пышные дворцы для общественных пиров и различных торжеств знатных горожан. Недалеко от города находился порт, соединяемый с ним рекой.
    Императорская резиденция была сооружена в парке, который отличался свободной планировкой. По описанию Марко Поло, императорский дворец Южной Сунской династии был сооружен на живописной зеленой горе Гушань на берегу озера Сиху и обнесен высокими стенами. Посреди парка с искусственными озерами возвышался главный большой павильон дворца, стены и потолок которого были расписаны золотом. Марко Поло указывает, что дворец имел 20 залов; каждый зал мог вместить 10 тыс. человек (очевидно, это были отдельные огромные павильоны).
    Один из древнейших городов Китая Сучжоу расположен к северу от озера Тайху у пересечения р. Сучжоу Великим Киташ ским каналом. Сучжоу занимает участок, близкий к прямоугольнику, вытянутому в меридиональном направлении, со сторонами 3—3,5 км на 4,5 км. Площадь города в пределах городских стен превышала 12,5 км2, а население средневекового города достигало полумиллиона человек. Перед городскими стенами находился широкий канал, соединенный с системой более узких каналов в черте города и с каналами вне города. Этот канал вместе с близлежащими реками и озерами образует единую водную сеть провинции. Городские каналы с многочисленными мостами через них следуют параллельно улицам и создают самостоятельную транспортную сеть, связывающую отдельные районы города.
    Основы городской планировки были заложены в период Южной Сун (1127—1279). В планировке города отсутствовала центральная ось, ее заменил ряд параллельных улиц, идущих через весь город с юга на север. Одна из них была смещена к западу от геометрической оси города. Вдоль нее располагались богатые усадьбы, парки, храмы, в частности храм Конфуция, дворцовый комплекс, занимающий большой участок в южной части города и являющийся одним из его центров.
    Главная улица заканчивалась в северной части города храмовым комплексом с пагодой Бэйсыта, который также был одним из городских центров. Несколько широтных улиц, берущих начало от ворот и пересекающих меридиональные улицы, образовывали вместе с ними систему главных городских магистралей. Большая часть парков располагалась вдоль улиц и каналов в южной части города.
    Жилое и дворцовое строительство. Представление о жилых сооружениях этого времени дает живопись. На некоторых из картин (например, «Изготовление шелка», (музей в Нанкине), «Перед уходом на военную службу», (музей Гугун в Пекине) изображены скромные сельские дома на невысоких кирпичных или каменных цоколях с глинобитными стенами, открытыми террасами на столбах, соломенными кровлями и легкими конструкциями из бамбука.
    О пышности дворцовых построек этого времени дает представление картина известного художника XII в. Ли Суна, который первоначально был плотником-строителем, а позднее прославился как художник, изображающий архитектурные сооружения. Картина Ли Суна показывает высокое деревянное двухэтажное здание дворца, возвышающееся на каменной террасе и расположенное на высоком берегу озера. Здание дворца написано с точным воспроизведением архитектурных пропорций и деталей.
Китай. Картина неизвестного художника «Изготовление шелка»
Китай. Картина неизвестного художника «Изготовление шелка»
     Двухъярусные крыши увенчивают верхний этаж. Они разделены между собой карнизом из тесно расположенных доугунов. Черепичная серая крыша с характерным изломом ската по углам украшена фигурами зверей, а на концах конька — головами рогатых драконов. Легкие ажурные стены из тонких решеток и обходные террасы второго этажа придают зданию особую легкость и воздушность. Узкие, выступающие над террасами крыши нижнего этажа также украшены по скатам фигурками, что делает силуэт здания еще более нарядным.
    Декоративное убранство здания органично увязано с его тектоникой, четко выявленной членениями фасадов. Дворец окружен парком с искусственными скалами, деревьями и площадкой для возжигания благовоний и любования окрестностями, что свидетельствует о большом чувстве любви к природе, помогавшем зодчим как бы растворять здание в окружающей среде парковых ансамблей.
    Судя по этому изображению, можно предполагать о существовании в этот период точных проектов и чертежей зданий.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому