Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Общественные сооружения. Сады и парки. Сучжоу. Парк Ваншиюань, Парк Июань, Парк Шицзалинь
Архитектура Китая > Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в.
Парк Ваншиюань был построен в 1770 г. отставным чиновником. Ваншиюань занимал часть более древнего парка Вансысян, сооруженного в 1140 г. В XIX в. парк несколько раз реставрировался. Среди парков Сучжоу парк Ваншиюань занимает несколько обособленное место. Жилая часть усадьбы тесно связана с парком, где сооружения павильонов, террас, галерей, беседок, переходов следуют одно за другим, образуя почти непрерывную цепь вокруг озера. В парке почти нет глухих стен. Плоскость их расчленена большим количеством разнообразных по величине и форме проемов.
Сучжоу. Парк Ваншиюань, XIX в. 1 — мощеный дворик; 2 — беседка Юэдаофэнлай
Весь парк пронизан воздухом. Гармоничное сочетание павильонов, галерей, расположенных перед ними двориков, удачно найденное место зелени и камней позволили избавиться от впечатления тесноты, несмотря на большую застроенность. Парк раскрывается постепенно. Создатели парка показывают его по частям, выявляя отдельные стороны, характерные черты, заставляют человека наиболее полно воспринимать красоту. При движении следует смена перспектив, меняется угол зрения и даже при малых размерах парка нет однообразия.
Парк Ваншиюань входит в комплекс, состоящий из жилой части, семейного храма и парка. Жилая часть, расположенная к востоку от парка, соединена с ним несколькими проходами. В числе парковых сооружений — музыкальный кабинет Циньши, гостиная Дахэгуань, беседка Юэдаофэнлай, что в переводе означает «беседка ветра, рожденного луной», павильон Дяньгун с двориком, засаженным гортензиями, двухэтажный павильон — кабинет Цзисюйцзи, предназначенный для чтения книг и занятий. Каждое сооружение, дерево, камень, дворик связано с древними традициями и преданиями. В парке гармонично сочетаются канонические требования паркового зодчества и творческая фантазия создателей парка.
В конце XIX в. в г. Сучжоу был построен последний значительный по своим размерам парк Июань. Изрезанный участок парка вытянут с востока на запад; в нем сравнительно мало архитектурных сооружений. Они расположены свободно, часть из них соединена галереей, идущей непрерывной извилистой линией с востока на запад через весь парк. Вдоль стены, расположенной в меридиональном направлении и делящей парк на западную и восточную части, с двух сторон также устроены галереи. Стена изрезана проемами — своего рода узорными окнами, через которые видны пейзажи обеих частей парка.
Восточная часть парка ближе по характеру к жилой усадьбе. Здесь сосредоточено большинство построек. При сооружении горок, занимающих около трети всей территории, широко использовался камень «хуши» из других заброшенных парков. Первоначально парк славился большим количеством хуши, соснами с белой корой «байписун», надписями. В парке много беседок. Некоторые из них, как Сяоцанлан, Цзиньсутин, стоят отдельно: другие, как Юйяньтин или Наньсюэтин, включены в галерею.
Очень красив и парк Шицзалинь.
Сучжоу 1 — парк Шицзалинь, беседка Шаньцзитин;
Сучжоу 2 — парк Шицзалинь, мостик; 3 — парк Сиюань, беседка Хусинтин
Южные парки, как правило, почти целиком созданы руками человека. Участок, на котором сооружается парк, сама природа — лишь материал, из которого создаются парки. Тонкое проникновение в мир природы, умение отразить в миниатюре ее характерные черты позволили создать подлинные произведения искусства.