Архитектура Монголии XVI — начала XX в. Буддийские храмы Мэгджит-Джанрай-сэг в Гандане, храм в монастыре Галбайн-Гоби. Тибето-китайская и тибето-монгольская архитектура - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Монголии XVI — начала XX в. Буддийские храмы Мэгджит-Джанрай-сэг в Гандане, храм в монастыре Галбайн-Гоби. Тибето-китайская и тибето-монгольская архитектура

Архитектура Монголии > Архитектура Монголии XVI — начала XX в.
    Величайшее сооружение буддийского культа в Монголии — храм Мэгджит-Джанрай-сэг в Гандане (Улан-Батор), посвященный богу-исцелителю Арьябало (1911—1913), — существует и поныне. Эта постройка очень эффектно и продуманно вкомпонована в городской ансамбль Улан-Батора. Размер постройки в плане (по линии примыкания стен к цоколю) 27,15x27,15 м, высота около 40—42 м.
    Внутри храма стояла ныне не существующая колоссальная скульптура бога Арьябало. Бурхан был отлит из меди и позолочен. По стенам храма на особых стеллажах размещались статуи 1000 Будд, каждая высотой примерно 40 см.
    Интерьер храма представляет собой одно очень высокое помещение. Потолок поддерживается колоннами, каждый ствол которых выполнен из одного бревна прекрасной мачтовой древесины и окрашен красным лаком.
    Художественное и конструктивное решение храма Мэгджит-Джанрай-сэг позволяет считать его выдающимся произведением монгольской архитектуры.
 Монголия. Главные храмы монастырей
Монголия. Главные храмы монастырей
1 — монастырь Маньчжушри-хит, Гол-сумэ, XVIII в. Надстройки на крыше позднейшего времени; 2 — Улан-Батор, монастырь Гандан, храм Мэгджит-Джанрай-сэг, 1911—1913 гг. Современный вид
Храмы тибето-китайской архитектуры
Храмы тибето-китайской архитектуры
1 — Улан-Батор, монастырь Гандан, храм Мэгджит-Джанрай-сэг, 1911 —1913 гг. Фрагмент портика; 2 — район пустыни Гоби, монастырь Галбайн-Гоби, храм
    К подобным постройкам принадлежит и храм в монастыре Галбайн-Гоби (район Гоби). Это красивое здание с оригинальной объемно-пространственной композицией. Год его возведения неизвестен.
    К интересным образцам тибето-китайской архитектуры относятся: Цокчин в Цзаин-хуре (Хангай), Чжар-дацан (там же), Гол-сумэ в Джанжин-Чойрэне, Гунгрик-дацан в Цзаин-хуре и ряд храмов тибето-китайской архитектуры в Улан-Баторе.
Монастырь Джанжин-Чойрэн, Гол-сумэ. Колоннада портика
Монастырь Джанжин-Чойрэн, Гол-сумэ. Колоннада портика
    Среди архитектурных памятников Монголии реже всего встречались храмы тибето-монгольской архитектуры, которые по установившейся традиции возводились над огромными статуями бога Майдари. Впервые такой храм был сооружен в Да-хуре (Урга) в середине XIX в.
    Хотя эти храмы и делились четко на две части: нижнюю — тибетскую и верхнюю — монгольскую, принцип их композиции был совершенно отличен от принципов композиции тибето-китайских построек. Если в тибето-китайском зодчестве все сооружение было пронизано идеей контраста, то здесь, наоборот, все было подчинено единству. На здании тибетской архитектуры располагалось юртообразное завершение, а все вместе взятое представляло композиционно одно целое.
    Таким и был храм Майдари в Да-хуре, построенный для огромного бурхана Майдари. В своем окончательном виде здание существовало с середины XIX в. и было разобрано в 1938 г.
    Стены нижней тибетской части храма были выполнены из деревянных брусьев и побелены известью. Монгольская надстройка представляла собой юртообразное сооружение, крыша которого была увенчана ганчжиром.
Храм Майдари-дацан в Онгингольском хошунном хите
Храм Майдари-дацан в Онгингольском хошунном хите
    Тибето-монгольский храм послужил прототипом для ряда подобных же сооружений в честь бога Майдари.
    Храм Майдари-дацан в Онгингольском хошунном хите возведен в начале XX в. Стены нижней части выполнены из кирпича, монгольская надстройка осуществлена из дерева.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому