Архитектура Цейлона. Полоннарува Буддийское культовое сооружение Вата-да-ге, Храм Сат-Махал-пасада, Храм Шивы-Девале. Канди. Дамбадения Храм - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Цейлона. Полоннарува Буддийское культовое сооружение Вата-да-ге, Храм Сат-Махал-пасада, Храм Шивы-Девале. Канди. Дамбадения Храм

Архитектура Цейлона
Полоннарува. Буддийское культовое сооружение Вата-да-ге, XII в. Общий вид
Полоннарува. Буддийское культовое сооружение Вата-да-ге, XII в. Общий вид
    Выдающимся памятником архитектуры в Полоннаруве является сооружение Вата-да-ге. Как предполагают, это хранилище одной из величайших буддийских реликвий — зуба Будды. В отличие от традиционной монолитной полусферы, дагоба Вата-да-ге имеет форму полого цилиндра, внутри которого стоит маленькая дагоба. Цилиндрический объем приподнят на невысокую круглую террасу (диаметром 31 м) с четырьмя поднимающимися с разных сторон лестницами, ведущими к четырем входным проемам сооружения. Напротив каждой лестницы возвышается на постаменте статуя сидящего Будды.
    Все богатство пластического декора сосредоточено на основании цилиндра, которое опоясано в три ряда сплошной лентой горельефных изображений животных и фантастических существ, чередующихся с низенькими пилястрами. Благодаря центрической композиции и пластичности простых форм, несмотря на небольшие размеры сооружения, достигается впечатление большой монументальности и величия.
    Особую торжественность и красоту придают Вата-да-ге отдельно стоящие колонны — светильники с резными капителями, окружающие его метрическим рядом и выделяющиеся на фоне его гладких стен (в Медиригирвие сохранилось подобное Вата-да-ге сооружение меньших размеров и иных пропорций).
Полоннарува. Буддийское культовое сооружение Вата-да-ге, XII в. фрагмент стены, разрез
Полоннарува. Буддийское культовое сооружение Вата-да-ге, XII в. фрагмент стены, разрез
Полоннарува. Храм Сат-Махал-пасада, XII в. Фасад
Полоннарува. Храм Сат-Махал-пасада, XII в. Фасад
    На той же территории монастырского комплекса, где стоит Вата-да-ге, находится небольшой буддийский храм Сат-Махал-пасада XII в., удивительно похожий на известный храм в Будх-Гайе (Индия). Храм построен в виде квадратной в плане ступенчатой пирамиды в семь ярусов. По всем сторонам каждого яруса, в полукруглых нишах, помещены статуи Будды.
    Вихара — храм Хетадаге в Полоннаруве имеет необычное довольно просторное, освещенное четырьмя оконными проемами прямоугольное в плане святилище со стоящими внутри столбами и статуями. К святилищу со стороны входа примыкает вестибюль, пол которого устлан крупными плитами. Горизонтальные профилированные тяги и скульптурные фризы опоясывают это невысокое здание поверху и понизу со всех сторон, подчеркивая его приземистость. Здание окружено низкой каменной оградой.
    Храмы, построенные на Цейлоне правившими в XII в. тамильскими феодалами династии Чола при участии индийских строителей, мало чем отличаются от тех, которые они строили в Индии, — те же композиция, формы и декор. Материалом чаще всего служил кирпич. Снаружи и изнутри храмы были оштукатурены. Наиболее типичным из них является храм Шива-Девале и похожий на него храм Тупарама (XII в.) в Полоннаруве. В интерьере храма Тупарама, покрытого росписями, помещена статуя Будды. В формах шикхары, пилястрах и нишах, профилировке и других деталях нетрудно проследить формы паллавской южноиндийской архитектуры VIII в.
Полоннарува. Храм Шивы-Девале. Фасад, разрез, дверной портал, план
Полоннарува. Храм Шивы-Девале. Фасад, разрез, дверной портал, план
    В XIII в. вследствие участившихся феодальных междоусобиц и военных вторжений намечается упадок сингалезской культуры. Под натиском иноземцев население вынуждено было покинуть плодородные долины и занять центральное нагорье, самую высокую, недоступную для врагов часть страны, поросшую густыми непроходимыми лесами, с дождливым прохладным климатом. Здесь на склонах гор сингалезы развили искусство террасированного возделывания риса, ставшее основой хозяйства, образовавшегося в этой горной стране Кандийского царства. При выборе места для поселений кандийцы исходили в первую очередь из интересов обороны.
    Первоначально столицей Кандийского царства (в 1272 г.) была Япухава, расположенная высоко в горах. На одной из скал был создан дворцово-крепостной ансамбль, подобный Сигирии-Гале, но далеко уступающий по мастерству исполнения своему предшественнику. Вскоре был сооружен другой подобный комплекс на скалах в Дамбадении.
Канди. План города
Канди. План города
    Применившись к новым условиям этой части страны, кандийцы создали самобытную культуру. Основным строительным материалом служило дерево, которым они овладели в совершенстве, оставив великолепные памятники деревянного зодчества в Дамбадении, Гамполе (называвшейся Гангашрипура) — столице кандийцев в 1347—1397 гг., Канди — бывшей столицей с конца XVI до XIX в. и Бадуле. Эти три города очень близки по характеру своего расположения в горной долине, опоясанной излучиной Махавели-Ганга с одной стороны и защищенной горами с другой. Уцелевшие в Канди оборонительные каменные стены с 18 башнями относятся ко времени правления Дхармы I (1592—1604 гг.).
    Тревожное время вынуждало кандийцев строить свои жилые дома — валува, похожие на небольшую крепость. На улицу выходили редкие небольшие проемы. Своеобразие и красоту суровому облику зданий придают необыкновенные крыши с крутыми скатами, иногда в несколько ярусов, поддерживаемые сложными стропильными конструкциями. Эти кандийские крыши, невольно вызывающие ассоциации с крышами непальских и китайских пагод, удивительно гармонируют с окружающим горным пейзажем. О характере кандийских жилых зданий можно судить по сохранившемуся буддийскому храму в городе Дамбадения XIII в., мало чем отличающемуся по внешнему виду от обычного современного жилого дома.
Дамбадения. Храм, XIII в.
Дамбадения. Храм, XIII в.
    Остатки укрепленной дворцовой резиденции XIII в. сохранились в Канди. Дворцовый комплекс со служебными и хозяйственными постройками был окружен толстыми глинобитными стенами. Многочисленные крытые колоннады, павильоны, двухэтажные дома с висячими балконами и глубокими лоджиями, балюстрадами, с красивой орнаментальной резьбой живописно сгруппировались вокруг водного зеркала бассейна. Среди зданий на земле стояли высокие керамические вазы с цветами и растениями. Особняком стояли постройки зернохранилища на низких каменных столбиках.
    Большинство зданий комплекса было одноэтажными, покрытыми соломой. Двухэтажные постройки с галереями и террасами имели черепичную кровлю. Интерьеры отличались богатством отделки деталей: изящная резьба покрывала капители каменных столбов, особенное внимание уделялось гравировке металлических замков, болтов, дверных петель. Дверные и оконные обрамления из эбонитового дерева были отделаны серебром. Насколько большое значение придавали декоративному убранству зданий, можно судить по тому, что даже стены зернохранилища были украшены росписями.
    В начале XVI в. Цейлон, распавшийся на ряд мелких феодальных княжеств, стал легкой добычей европейских колонизаторов. С 1500 г. до середины XVII в. властвовали португальцы, оставившие свои крепости главным образом на юго-западном побережье в Ханвелле, Руанвелле, Коломбо и других городах. Затем островом завладели голландцы. В конце XVIII в. Цейлон перешел во владения Великобритании.
    С начала европейской колонизации основа экономики сингалезского хозяйства — поливное земледелие — пришло в упадок, и центр экономической и культурной жизни переместился в необжитую влажную зону, заросшую тропическими лесами, где до XI в. еще не было значительных поселений. Некогда цветущие плодородные долины засушливой зоны с богатыми городами, покинутые населением, были отданы на сотни лет во власть джунглей и находятся в этом состоянии и по сей день. На юго-западе Цейлона, не пригодном для произрастания зерновых культур, европейцы развили плантационное хозяйство экспортных культур (каучука, какао и др.). С этих пор большое значение приобретают портовые города Негомбо, Коломбо, Галле и др., необходимые для усиленно развивающейся внутренней и внешней торговли.
    В начале XIX в. страна покрывается сетью железных и шоссейных дорог. Город Коломбо, впервые упоминаемый лишь в XIV в., вырастает в крупнейший порт мирового значения, важнейший административный, торговый и промышленный центр, столицу современного Цейлона.
    О былом величии культуры сингалезов свидетельствуют теперь лишь скрытые в дебрях тропических джунглей руины архитектурных ансамблей, остатки скульптуры и живописи, запущенные ирригационные сооружения, а также сохранившиеся литературные памятники, высокохудожественные произведения современного народного творчества сингалезов, придерживающихся своих высоких культурных традиций.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому