Архитектура Таиланда VI—XIX вв. Аютия Ват Буддасаван. Бангкок Ват Арун. Схемы основных типов таиландских ступ. Планы таиландских храмов
Архитектура Таиланда
В Таиланде широко распространены квадратные в плане чеди небольших размеров, занимающие подчиненное место в ансамблях ряда бангкокских ватов, в частности, ватов По, Сакета и др. Они имеют утонченный вытянутый силуэт и богато декорированы многочисленными профилями, лепниной и мозаикой.
Часто встречается еще одна разновидность — круглые чеди, напоминающие по своему рисунку корону тайских королей. Такие ступы венчают небольшие здания и входные павильоны ватов. Круглые чеди имеют сложный силуэт и богатый декор.
Особенно характерны для Таиланда ступы типа пранг. Это специфические башнеобразные сооружения с чрезвычайно развитым декором, состоящим из горизонтальных профилей, вертикальных раскреповок, скульптуры, барельефов, мозаики. Общая структура прангов, как и чеди, трехчастная. Нижний ярус, квадратный или восьмигранный в плане, представляет собой сильно профилированное ступенчатое основание. На втором, основном ярусе расположена реликварная камера, в которую ведет дверь, находящаяся в одной из фасадных ниш. Основной ярус плавно переходит в венчающую часть в виде сильно вытянутой пирамиды с закругленной вершиной. Ступа завершается ажурной металлической короной, часто позолоченной и украшенной драгоценностями.
Ранние пранги аютийского периода имели массивный и относительно простой силуэт, близкий к силуэту кхмерских башен. Центральная ступа вата Буддасаван в Аютии, построенная в 1353 г., может служить примером такого пранга. Однако основание здесь более высокое, а венчающая часть изящнее, чем в характерных кхмерских прангах. Это свидетельствует о том, что развитие тайского пранга шло по линии усложнения силуэта и придания ему утонченности и устремленности вверх.
Аютия. Ват Буддасаван. 1353 г.
Бангкок. Ват Арун. Первая половина XIX в.
Бангкокские пранги — образцы специфических таиландских ступ с их характерным изящным вытянутым силуэтом. Крупнейший из них был построен в первой половине XIX в. в системе вата Арун на западном берегу Менама. Группа из пяти прангов, из которых центральный имеет высоту 74 м, приподнята на квадратной платформе. Основание центрального пранга занимает более половины высоты сооружения и состоит из трех основных уступов. На обходные галереи, идущие по верху уступов, ведут четыре крутые лестницы. Вдоль галерей тянутся ряды фантастических скульптур богов, великанов и обезьян. В отличие от ранних прангов, здесь нет входа в реликварную камеру. Только четыре ниши со статуями Будды на трехголовых слонах отмечают символический вход в нее.
Силуэт прангов Аруна господствует над центральной частью Бангкока. Вблизи эти пранги поражают филигранностью отделки и великолепным орнаментом, выполненным в серо-голубых тонах из фарфоровой и стеклянной мозаики.
Как и чеди, пранги небольших размеров почти всегда сооружались в крупных ватах. Группа таких ступ была, в частности, построена в дворцовом вате Пра-Кео. Иногда пранги завершали культовые центрические постройки.
Схемы основных типов таиландских ступ
1 — чеди с круглым колоколом (Ват Сакет в Бангкоке); 2 — чеди с квадратным колоколом (Ват Сакет в Бангкоке); 3 — пранг (Ват Праблачай в Бангкоке)
1 — чеди с круглым колоколом (Ват Сакет в Бангкоке); 2 — чеди с квадратным колоколом (Ват Сакет в Бангкоке); 3 — пранг (Ват Праблачай в Бангкоке)
Храмы и другие культовые здания с внутренним пространством представлены в Таиланде двумя основными типами: центрическими и базиликальными. Наиболее широко распространен последний тип.
Основным базиликальным сооружением в системе вата обычно является бот. В нем размещается основная святыня вата, чаще всего статуя Будды. Кроме того, это зал для молитвы монахов, проповедей и закрытых религиозных церемоний. Бот всегда стоит на обособленной платформе, границы которой отмечены восемью стелами, имитирующими листья священной смоковницы и охраняющими храм от злых духов.
Планы таиландских храмов
1 — Петчбури. Бот вата Сабуа; 2 — Бангкок. Бот вата По; 3 — Бангкок. Бот вата Пра Кео; 4 — Бангкок. Прасад Пра Тепедон в вате Пра Кео
1 — Петчбури. Бот вата Сабуа; 2 — Бангкок. Бот вата По; 3 — Бангкок. Бот вата Пра Кео; 4 — Бангкок. Прасад Пра Тепедон в вате Пра Кео
Другое базиликальное здание — вехан (индийское вихара) — более светского характера, предназначается для религиозных собраний не только монахов, но и других людей. Поэтому вехан в вате стоит открыто, без «охраняющих» стел, а статуи Будды в нем менее значимы, чем в боте.
Структура и декор ботов и веханов не отличаются друг от друга. Простейшие постройки прямоугольны в плане, входы расположены в торцах и ориентированы длинной осью с севера на юг или с запада на восток. Более сложные храмы имеют портики на торцах или обнесены колоннами со всех сторон. В крупных ботах и веханах два ряда внутренних столбов делят интерьер на три нефа. Иногда к зданию пристраивают два крыла, образующих род трансепта, и храм приобретает в плане форму латинского креста.
Несмотря на разнообразие размеров, пропорций, деталей и декора базиликальных зданий, в них можно проследить известную общность композиционных приемов, свойственную всему таиландскому храмовому зодчеству.