Архитектура Индии XIII-XVIII вв. Архитектура Северной Индии и Декана. Агра Крепость Лал Кила. Фатихпур-Сикри Мечеть Буланд-Дарваза, Гробница Селима Чишти, резьба дома Бирбала
Архитектура Индии > Архитектура Индии XIII-XVIII вв.
Аджмер — старинный индусский город, живописно расположенный высоко в горах Раджастхана, стал излюбленной резиденцией Акбара. Сохранились находившиеся внутри крепости дворцы, павильоны и галереи в сильно разрушенном состоянии.
Агра. Крепость Лал Кила (Красный форт), 1564—1570 гг. Общий вид и план
1 — ворота; 2 — Дивани-Ам; 3 — Жемчужная мечеть; 4 — дворцовые покои
1 — ворота; 2 — Дивани-Ам; 3 — Жемчужная мечеть; 4 — дворцовые покои
Образцом фортификационного искусства может служить построенная на месте старинной кирпичной крепости хорошо сохранившаяся крепость Лал Кила (Красный форт) в Агре, бывшей одной из столичных резиденций могольских императоров. Работы были начаты во время правления Акбара в 1564 г. и закончены в 1605 г. Крепость расположена полукругом на обрывистом берегу реки Джамны. Два кольца мощных стен (периметр 2 км) с бойницами и амбразурами, с внушительными бастионами и четырьмя укрепленными воротами могли выдержать натиск хорошо вооруженного врага. В промежутке между внутренней и наружной стеной, равном 9 м, находится глубокий ров, через который у каждых ворот перекинуты подъемные мосты
Входные ворота открываются в сторону реки, где около южного бастиона для жен гарема устроена закрытая ажурными каменными решетками купальня с террасами и красивыми спусками к воде.
Уникальным памятником градостроительства является город Фатихпур-Сикри («Город Победы»). Этот город уцелел в том виде, в каком он был задуман и построен при Акбаре. За 10 лет (1569—1580 гг.) на месте деревни Сикри возник один из крупнейших в империи городов с прекрасными каменными зданиями. Город вел оживленную торговлю со многими странами Азии, Востока и Европы, поэтому были построены караван-сараи, в которых останавливались купцы. В городе процветали различные ремесла, изготовлялись парча, ковры, металлические изделия.
Однако в 1586 г. Акбар был вынужден переселиться в Лахор, поближе к беспокойным северо-западным границам своего государства. Город неожиданно опустел навсегда. Жители последовали за своим властелином. Такова была участь многих городов, созданных вокруг резиденций могольских правителей или их крупных военачальников — джагирдаров.
Величественные здания Фатихпур-Сикри, одинокие и заброшенные, горделиво возвышаются над окружающей равниной. Город прозвали «каменной сказкой». К его строительству были привлечены лучшие мастера из разных мест. В этом замечательном по органичности и цельности ансамбле звучат архитектурные и художественные мотивы различных народов, населяющих далекий юг, Гуджарат, Биджапур, Раджастхан, Биканир, Бенгалию, Синд, Среднюю Азию и Иран.
Город с трех сторон был окружен стенами, сложенными из местного красного песчаника (толщина 2,4, высота 9,6 м), с четвертой стороны было создано большое искусственное озеро. Вода из озера подъемными механизмами подавалась вверх в водонапорные башни, откуда она по трубам и открытым каналам распределялась на дворцовую и городскую территорию. Однако летом озеро пересыхало, и в городе испытывался недостаток воды, что и послужило одной из главных причин, почему город так и не был заселен после Акбара. Несмотря на оборонительные стены с бастионами и внушительными воротами жители Фатихпур-Сикри, скрывались в случае серьезной внешней опасности не в нем самом, а в близлежащей (в 40 км) крепости Агре.
Главный подход к Фатихпур-Сикри был со стороны Агры. Это была прямая мощеная дорога, обсаженная тенистыми деревьями, ведущая к возвышающемуся над городом акрополю с великолепными дворцовыми и культовыми зданиями. Несмотря на четкое разграничение города на отдельные комплексы в соответствии с их назначением (культовые, дворцовые, торговые и др.), в целом город представлял единую живописную композицию со свободной планировкой.
Южную сторону холма занимают императорский зал аудиенций Дивани-Ам, стоящий в центре просторного внутреннего двора, и белый мраморный ансамбль Соборной мечети. Жилые резиденции Акбара и его приближенных расположены по другую сторону холма. Служебные и хозяйственные постройки (конюшни, стойла для слонов, бани, продовольственные склады) размещались отдельно от парадных ансамблей внизу, ближе к дороге.
Величаво выглядит задуманный как триумфальный памятник Буланд-Дарваза (начат в 1571 г.) — традиционный портал (высота 54 м) входа в Соборную мечеть. Это сооружение стоит на высоком (58 м) стилобате, для которого была использована естественная скала. Это здание, созданное руками индусских мастеров, удивительно монументально и пластично.
Праздничное ликование вносят беломраморные куполки и растворяющийся в воздухе ажур арочек, венчающих массивные стены из темно-красного песчаника. Виртуозно исполненные из белого и черного мрамора каллиграфические надписи (изречения корана), инкрустированные в каменную кладку стен, подобны орнаментальному узору.
Фатихпур-Сикри. Портал Соборной мечети, Буланд-Дарваза, 1572 г.
Фатихпур-Сикри. Гробница Селима Чишти в комплексе Соборной, мечети 1571 г.
Буланд-Дарваза ведет в мощеный беломраморными плитами двор, в котором стоит увенчанная тремя куполами строгая и величественная мечеть. Здесь же расположена белоснежная мраморная гробница шейха Селима Чишти (начата в 1571 г.). Гробница представляет собой изящный павильон, завершенный куполом, со своеобразным портиком. Причудливо изогнутые огромные консоли тонких колонн портика и низко нависающая над ними крыша напоминают о своем происхождении от деревянных гуджаратских построек.
За комплексом культовых построек следует грандиозный по своему размаху ансамбль жилых резиденций Акбара и его приближенных (дворцы Акбара, особняк Мириамы — жены Акбара, дворец Джодх Бая, особняки премьер-министра Бирбала, полководца Руми Султана и другие). Торжественно праздничная атмосфера сменяется более земной. Замкнутости и строгой симметрии планировки комплекса мечети противопоставлена свободная планировка жилых зданий. Сквозь колоннады открытых дворов с широких террас и из окон помещений открываются необозримые дали.
Фатихпур-Сикри. Орнаментальная резьба на наружных стенах дома Бирбала
Все пронизано светом, воздухом. Здесь покоряет не роскошь материала и великолепие отделки, а разнообразие объемно-пространственных решений, простота и целесообразность архитектурных художественных средств. Мощные, покрытые богатой резьбой кронштейны поддерживают балконы и нависающие крыши, отбрасывающие глубокую тень, галереи обеспечивают тенистые переходы от здания к зданию, а бассейны со струящимися водами не столько декоративны, сколько необходимы в летнюю жару.