Архитектура Китая X—XIII вв. Культовые постройки. Хэбэй Монастырь Лунсинсы Западный павильон, Хранилище сутр, Павильон Монидянь. Шаньси Храм Шэнь-мудянь Павильон и мост Фэйлян
Архитектура Китая > Архитектура Китая X—XIII вв.
Культовые постройки. До наших дней дошли деревянные павильоны буддийских монастырей периода Сун, которые продолжали сооружать и в это время, хотя буддизм уже потерял свое прежнее значение. Лучше всего сохранились три больших здания монастыря Лунсинсы в Чжэндинсянь (провинция Хэбэй). Это прямоугольные павильоны, разделяющиеся между собой дворами. Первый из них был сооружен в 971 г. над грандиозной статуей Гуаньинь (высотой более 22 м). Он расположен позади других построек на главной оси монастырского ансамбля. С фасадной стороны павильон имеет семь, а с боковых — пять пролетов. Здание фланкировано двумя двухэтажными, близко стоящими павильонами (в западном павильоне расположено хранилище сутр, возвышающееся на кирпичном стилобате).
Стены первого этажа в нижней части сложены из кирпича, а в верхней заполнены решетками. Вынос крыши поддерживается массивными доугунами, расположенными на столбах и между ними. Над нависающим скатом крыши нижнего этажа выступают доугуны, несущие обходный балкон второго этажа с тонкими ажурными перилами. Второй этаж увенчан двухъярусной крышей с большими выносами, которая отличается спокойными очертаниями с едва заметным изгибом скатов по углам. Массивный конек крыши с акротериями на концах в виде голов драконов стал характерным с этого времени. Каждый конец конька как бы выходит из огромной пасти дракона. По углам помещены фигурки фантастических животных и птиц.
В западном павильоне находится оригинальное вращающееся библиотечное сооружение. В плане это хранилище сутр представляет октагон с обходным балконом, над которым выступает крыша с искусно вырезанными пятиярусными доугунами изысканной формы. Сооружение увенчано конической крышей, тоже поддерживаемой карнизом из близко поставленных небольших доугунов.
Провинция Хэбэй. Монастырь Лунсинсы. Западный павильон. План, разрез
Провинция Хэбэй. Монастырь Лунсинсы. Хранилище сутр, X в.
Провинция Хэбэй. Монастырь Лунсинсы. Павильон Монидянь, 969 г. План
Перед тремя зданиями монастыря Лунсинсы, на оси всего комплекса, сохранился квадратный павильон Монидянь, воздвигнутый в 969 г. (возможно раньше) в честь посещения монастыря императором. Величественное здание стоит на широком глинобитном стилобате, облицованном кирпичом. В отличие от всех других сооружений подобного типа павильон Монидянь со всех четырех сторон имеет выступающие небольшие помещения, играющие роль вестибюлей, причем каждое из них перекрыто отдельной высокой крышей с фронтоном над входом.
Высокая двухъярусная крыша типа «се-шань» с большим выносом поддерживается тяжелыми, массивными доугунами, что свидетельствует о раннесунском времени его сооружения. Перед павильоном Монидянь находятся остатки главного зала, а небольшие возвышения к востоку и западу отмечают местоположение теперь несуществующих башен Колокола и Барабана.
В период Сун как светские, так и культовые сооружения приобретают более нарядный вид. Широкое применение получают глазурованная цветная черепица и яркая роспись конструкций и балок. Характерным примером может служить павильон храма Шэнь-мудянь (Храм святой матери) в монастыре Цзиньцы (1023—1031), расположенном в 25 км от г. Тайюаня (провинция Шаньси) в красивой местности на фоне Вэньшаньских гор.
Провинция Шаньси. Храм Шэнь-мудянь, 1023-1031 гг. Павильон и мост Фэйлян
Одноэтажный прямоугольный павильон длиной около 21 м и шириной 18 м окружен обходной галереей, которая со стороны фасада имеет около 6 м ширины, что позволило четыре средних столба храма отодвинуть на вторую линию. Высокая двойная крыша типа «се-шань» покрыта глазурованной черепицей небесно-голубого цвета. Сложной формы доугуны расположены под выносами нижней и верхней крыш. Все деревянные балки покрыты резьбой, а столбы, несущие крышу балкона, обвиты скульптурными изображениями драконов.
Монастырь Цзиньцы — памятник исторического значения. Согласно письменным сведениям павильон храма Шэньмудянь был сооружен в 1102—1106 гг. и является одним из редких сохранившихся строений периода Сун. В павильоне сохранились 43 уникальные глиняные статуи — матери князя Шу Юя и ее служанок, отличающиеся большой жизненностью.
Перед храмом расположен небольшой мост типа «фэйлян» (Парящий мост), состоящий как бы из двух перекрещивающихся мостов. При реставрации моста в 1953 г. выяснилось, что его конструкции повторяют конструкции сунского времени. Перила из белого мрамора — более поздние. Этот мост отделяет храм Шэньмудянь от большого открытого павильона Сюань-цзянь, сооружение которого относится к 1168 г.