Архитектура Индии XIII-XVIII вв. Архитектура Северной Индии и Декана. Чампанер. Серкедж (окрестности Ахмадабада) загородная резиденция раджей. Хайдарабад Городские ворота Чар-Минар
Архитектура Индии > Архитектура Индии XIII-XVIII вв.
Большое строительство в Гуджарате проводилось во время правления Махмуда I Бегарха (1459—1511). В это время были основаны три новых города. Одним из наиболее значительных был Чампанер, возникший на месте древней индусской цитадели. Застройка города дворцами, мечетями, банями, общественными колодцами и другими зданиями велась в течение 24 лет. После нападения соседних государств город был разрушен и вскоре оставлен жителями навсегда.
По своей планировочной структуре Чампанер мало чем отличался от других городов своего времени. На холме в центре города, окруженного крепостными стенами, возвышалась цитадель с дворцовой резиденцией. Соборная мечеть в городе совершенством композиции, пропорций и декора превосходит свой прототип в Ахмадабаде.
Грандиозна по своему замыслу построенная в начале XVI в. загородная резиденция султана в Серкедже (16 км от Ахмадабада). Живописную асимметричную композицию образуют разнообразные по архитектуре дворцы, мечети, усыпальницы, мосты и шлюзы, объединенные вокруг большого круглого искусственного озера, окаймленного каменным кольцом ступенчатого спуска к воде. Принцип асимметрии соблюдается не только в планировке, но и в композиции фасадов двухэтажных зданий с колоннадами, лоджиями, балконами. Тщательной художественной обработке подвергнуты как дворцовые здания, так и шлюзы, мосты, хозяйственные постройки.
Серкедж (окрестности Ахмадабада). Загородная резиденция раджей, XVI в.
А — летний дворец;
А — летний дворец;
Серкедж (окрестности Ахмадабада). Загородная резиденция раджей, XVI в.
Б — план ансамбля дворцовых и культовых зданий: 1 — искусственный водоем; 2 — мечеть; 3 — терраса; 4 — дворцовый павильон; 5 — сад; 6 — вход в мечеть;
В — шлюзы, фасад и разрез
Б — план ансамбля дворцовых и культовых зданий: 1 — искусственный водоем; 2 — мечеть; 3 — терраса; 4 — дворцовый павильон; 5 — сад; 6 — вход в мечеть;
В — шлюзы, фасад и разрез
Памятники Гуджарата этого периода обладают неотразимой силой художественного воздействия. Строгая архитектоничность форм и декора, благородство пропорций и, главное, приемы контраста между большими гладкими поверхностями стен и изящным декором на карнизах, капителях, оконных и дверных обрамлениях характерны для большинства сооружений.
В 1490 г. централизованное государство бахманийских династий распалось, вместо него образовалось пять самостоятельных государств. Среди них выделились Голконда и Биджапур с одноименными столицами.
Опоясанная тремя рядами стен (толщиной от 5 до 10 м) циклопической кладки из гранитных валунов Голконда с возвышающейся на скалах цитаделью даже в руинах оставляет очень сильное впечатление. Сооружения крепости слились со скалами, составляя с ними единое целое в результате искусного использования рельефа.
На территории государства Голконда не сохранилось значительных построек, за исключением городских ворот Чар-Минар (т.е. четыре минарета) в Хайдарабаде (1591), которые несомненно можно причислить к лучшим произведениям эпохи. Ворота были построены в ознаменование военной победы. Возвышаясь в центре города на пересечении главных перпендикулярных друг другу улиц, это триумфальное сооружение выглядит исключительно празднично и торжественно. По углам почти кубического по форме здания (со стороной основания 30 м), прорезанного с четырех сторон сквозными стрельчатыми арками, вкомпонованы высокие, стройные минареты высотой 56 м, опоясанные поверху ажурными галереями.
Архитектура Чар-Минара представляет собой интересное сочетание специфических форм мусульманских построек, преобразованных в местных условиях, и художественных приемов, заимствованных из архитектуры Гуджарата. Такая особенность, проявившаяся в архитектуре Чар-Минара, получила дальнейшее развитие в зодчестве соседнего Биджапура.
Хайдарабад. Городские ворота Чар-Минар, 1591 г.
Большое строительство в Биджапуре развернулось после военных побед над Виджаянагаром в 1565 г. Началось оно с возведения крепости и стен вокруг столицы. К работам были привлечены наиболее состоятельные граждане города. Это объясняет некоторую разнохарактерность крепостных построек. Город был обнесен мощными стенами по периметру неправильного круга более 10 км (высота стен 9 м, толщина от 9 до 10 м) с 96 бастионами на расстоянии от 47 до 140 м друг от друга. К шести воротам с башнями через ров перекидывались подъемные мосты. Главные ворота были защищены барбиконами (навесными башнями).
В центре города расположена построенная еще в древности цитадель, укрепленная двумя рядами стен. Внутри цитадели находятся мечеть XIV в., воздвигнутая из материалов стоявшего на ее месте джайнского храма, и выдержанное в местных архитектурных традициях кирпичное оштукатуренное дворцовое здание Асари Шерифа (1646) с деревянным портиком, покрытым богатой резьбой. От цитадели в разных направлениях расходятся улицы. Главная из них пересекает город с востока на запад.