Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Императорские парки. Пекин Парк Юаньминъюань. Юаньминъюань, Чанчуньюань, Ваньчуньюань
Архитектура Китая > Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в.
Императорские парки. В XVII—XVIII вв. много внимания уделялось строительству императорских парков. Путешествия императоров Канси и Цяньлуна, знакомство их со знаменитыми парками юга страны привели к распространению южного стиля в северных областях, особенно в Пекине и его окрестностях. Богатство южной природы компенсируется здесь разнообразием архитектурных форм и яркой цветовой гаммой.
В столице и столичной области в XVIII в. насчитывалось большое число парков, среди которых наиболее известные парки Трех озер — Бэйхай, Чжунхай, Наньхай, расположенные в центре Пекина; парки Трех гор — Сишань, Ваныноушань, Юйцюаньшань, находящиеся к западу от городских стен; три парка-дворца, объединенные в один огромный парк Юаньминъюань, считавшийся лучшим императорским парком Китая. В результате войн, вызванных иностранной агрессией в 1860 и 1900 гг., Юаньминъюань был полностью разрушен. Теперь лишь по литературным источникам и картинам можно судить о красоте этого замечательного памятника китайского садово-паркового искусства XVIII в. Парк был расположен к северо-западу от Пекина в окружении других парков, лучшими из которых были Цзинъиюань на горе Ваныноушань, Цзинминъюань на горе Юйцюаньшань, Цзинъиюань в горах Сяншань (Сишань). Эти парки были созданы в предшествующий период, и в XVII—XVIII вв. часть из них подверглась перестройке.
Юаньминъюань начал создаваться во второй половине XVII в. на территории нескольких небольших парков, принадлежавших членам царствующего дома Минской династии и крупным феодалам. Строительство велось непрерывно на протяжении XVII—XIX вв. После сооружения дворцово-паркового комплекса, получившего название парка Юаньминъюань, территория ансамбля постепенно расширяется, захватывая близлежащие участки, в результате чего возникает парк «Долгой весны» Чанчуньюань и парк «Вечной весны» Ваньчуныоань. Каждый парк огорожен стенами, имеет свою планировочную схему и в то же время является частью общего огромного садово-паркового комплекса.
Пекин. Парк Юаньминъюань. План
1 — Юаньминъюань; 2 — Чанчуньюань; 3 — Ваньчуньюань
1 — Юаньминъюань; 2 — Чанчуньюань; 3 — Ваньчуньюань
Все они созданы на равнине, раскинувшейся у подножия западных гор Сишань. Весь разнообразный рельеф — горы, озера, протоки — все было создано руками человека. Юаньминъюань не только загородный парк, но и официальная резиденция императора, для которого был построен ряд специальных сооружений. Для императора, его свиты и семьи предназначались многочисленные жилые покои, парки, дворики для отдыха, площадки для тренировки по стрельбе и верховой езде. Для жертвоприношений и молений были сооружены храмы.
В Юаньминъюань сочетались требования, предъявляемые к дворцу с его сложными и строгими церемониалами и к парку с его укромными уголками, создающими интимное настроение. В живописной и свободной планировке заметны следы регулярности, вызванной официальным характером загородного дворца. Вход в парковый комплекс решен в виде вынесенной за пределы парка системы дворов, лежащих на оси, с симметрично стоящими по сторонам их павильонами — зданиями шести ведомств. За входными воротами по обе стороны от них расположены административные постройки для ведения различных государственных дел. Эта официальная часть дворца завершалась павильоном Чжэньдагуаньминдянь.
В плане парка заметна образующая ось, на которой расположены дворы, главные ворота парка, павильон Чжэньдагуаньминдянь и озеро Хоуху с девятью островами, причем больший остров лежит также на этой оси, а остальные лежат симметрично ей. На островах находились жилые постройки, предназначенные для императора и его семьи.
За озером начинается собственно парк, где многочисленные горы и озера, соединенные каналами с перекинутыми через них мостиками, различные многочисленные постройки образовывали живописные ансамбли. Эта часть парка была знаменита своими пейзажами, созданными по образцам пейзажей южных парков. Отдельные водоемы соединены друг с другом и образуют единую водную сеть, так что из одной части парка можно проехать в другую на лодке. Северо-западный угол Юаньминъюаня занят горами. Перед самой высокой горой располагался дворец Аньюгун, который служил храмом Предков. На равнинном участке в юго-западном углу парка проводились тренировки по стрельбе из лука и верховой езде.
В восточной стороне парка Юаньминъюань, созданной позже, раскинулся огромный водоем «Счастливое море» (Фухай), занимавший около 1/5 площади всего парка. К западу от озера Фухай находился буддийский храм Шэвэйчэн и перед ним была улица Маймайцзе — своеобразный торговый ряд для проживающих во дворце. Территория парка Юаньминъюань, равная 74,8 га, огорожена рвом с водой и стеной, за которой возвышались гряды холмов.
В парке Чанчуньюань, расположенном на квадратном участке, водоемы занимают более половины всей площади, равной 30,3 га. В период правления императора Цяньлуна в северной части за насыпью было построено свыше десяти сооружений в стиле итальянского барокко. Воздвигнутые из камня, в изобилии украшенные резными деталями, они отличались от окружающих построек. Эти сооружения возведены по проектам католических миссионеров, которые пользовались большим влиянием при императоре Цяньлуне и были знакомы с достижениями европейской архитектуры того времени.
Наиболее значительное сооружение парка — дворец Юаньингуань с расположенными перед ним двумя фонтанами (один из первых примеров устройства фонтанов в Китае). Это было кратковременное увлечение формами европейской архитектуры, не имеющее под собой реальной почвы. Новое оказалось чуждым китайцам. Эти своеобразные постройки стали лишь случайной страницей в истории китайской архитектуры.
Парк Ваньчуньюань — самый маленький из трех парков, хотя и занимает площадь 22,5 га. Его границы изрезаны, планировка очень живописна; обилие гор, построек делают его наиболее близким по духу к южных паркам. Прообразом этого парка послужили парки Сучжоу, Ханчжоу и других мест. В парках построено огромное количество разнообразных беседок, павильонов, соединенных галереями или стоящих отдельно. В стремлении избежать однообразия строители возводили павильоны и беседки со сложной конфигурацией плана, например в виде религиозных буддийских знаков, иероглифа «гун» и т.д.
Постройки Юаньминъюаня отличались высоким качеством отделки, в больших количествах применялись драгоценные породы дерева, большое количество серебра, инкрустация драгоценными металлами, камнями, слоновой костью.