Архитектура Цейлона. Цейлон Политическое и экономическое развитие. Крестьянское жилище
Архитектура Цейлона
Расположение Цейлона на скрещении важнейших морских путей, издавна соединявших Ближний Восток, а через него Европу со странами Индийского океана и Китаем, исключительно богатые природные ресурсы острова благоприятствовали его процветанию и вместе с тем способствовали проникновению различных культурных влияний и в первую очередь индийских. Существует мнение, что нельзя понять ни одну из сторон жизни Цейлона, не зная особенностей индийской цивилизации, так же как нельзя постичь все величие прошлых эпох Индии, не обратившись к произведениям цейлонской культуры.
Цейлон и Индия были связаны с глубокой древности. Ранние обитатели острова — охотничьи племена — ведды, выходцы из Декана. Главную же роль в истории Цейлона сыграли переселенцы из Бенгалии первых веков до н.э. — предки современных сингалезов, принесших с собой искусство поливного земледелия и письменность (брахми). Немалое значение в формировании цейлонской культуры имела миграция из Южной Индии, начавшаяся в III в. до н.э. и усилившаяся во времена царствования Паллавов (V—VIII вв.) и Чола (IX—XI вв.).
Классическое наследие Гуптов оказало большое влияние на развитие науки (медицины, математики), художественной литературы (языком образованных сингалезов был санскрит) и, что особенно важно, на формирование светского направления в искусстве Цейлона (например, росписи Сигирии, скульптура в Исурумунии). В результате выработалась та большая общность в экономике, социальном строе, религии и культуре, которая и обусловила наличие многих общих черт в архитектуре и искусстве обеих стран.
На Цейлоне, так же как и в Индии, главной отраслью хозяйства было высокоразвитое поливное земледелие со сложными оросительными сооружениями, плотинами, каналами, водоемами, поэтому в хозяйственной жизни страны решающую роль играли замкнутые деревенские общины. Общество в целом делилось на варны и касты. В соответствии с кастовым делением, а также учетом профессиональных занятий и происходило расселение жителей. Из Индии была перенята система строительных корпораций «сени», при которой строительное ремесло передавалось по наследству.
Люди, близкие по профессии к искусству (навандана), занимали довольно почетное место, особенно те, кто был связан с архитектурой, скульптурой и живописью (читтакара). Строители назывались ваддхани. Они разделялись по специальностям: каменщики, штукатуры, плотники, мастера по кирпичной кладке и др. Строительство возглавлял хорошо обученный архитектор, овладевший живописью, пластическими и другими видами искусства.
Все это во многом определило характерную для Цейлона устойчивость культурных традиций. Так, например, привнесенный на Цейлон из Индии еще в III в. до н.э. буддизм в ранней форме хинаяны и связанные с ним типы культовых сооружений (ступа, называемая на Цейлоне дагоба, храм — вихара и др.), художественные принципы, каноны, мотивы декора почти не видоизменялись до позднего средневековья.
Не распространился на Цейлоне индуизм, несмотря на постоянный натиск со стороны Южной Индии — оплота индуизма. Уцелевшие отдельные индуистские храмы были воздвигнуты тамильскими феодалами династии Чолавтот кратковременный период, когда почти весь остров в XI в. попал под их владычество.
Однако в процессе исторического развития, в своих специфических условиях природы, климата, экономики сингалезская культура приобрела свой неповторимый характер. Особенно ярко проявилось это своеобразие в архитектурных памятниках периода расцвета сингалезских государств.
Основные этапы развития архитектуры Цейлона совпадают с важнейшими периодами его истории. Если не считать времени палеолита и неолита, оставившего на острове каменные орудия и пещеры, известная главным образом по литературным памятникам Цейлона (Дипавамса и Махавамса), история острова начинается с ранних поселений бенгальских пришельцев в первых веках до нашей эры, расселившихся на морском побережье и берегам рек северо-западной и затем юго-восточной низменности, в так называемой сухой зоне, ставшей колыбелью сингалезской культуры.
Сохранившиеся здесь искусственные водоемы, плотины и надписи на них и на скалах (II в. до н.э.) подтверждают высокий культурный уровень сингалезов. В надписях упоминаются имена тех лиц, на средства которых были созданы эги сооружения и здания общественного пользования.
Известно, что ранние поселения, как правило, окружались тремя рядами рвов и высоких стен с воротами, отделанными железом. По-видимому, с этих пор на Цейлоне установилась такая традиция, которая прослеживается, например, в одной из крепостных резиденций Параккамапура первых веков нашей эры, известной лишь по описаниям. Она тоже была окружена тремя рядами стен, сложенных из камня, и тремя рвами, наполнявшимися водой из океана, что наблюдается и в более поздних поселениях.
Следующая, более зрелая стадия развития сингалезского общества (IV—VIII вв.) связана с освоением низменностей так называемой засушливой зоны, занимающей две трети поверхности острова, наиболее благоприятной для выращивания зерновых культур (риса) с помощью оросительных сооружений. Это была эпоха расцвета рабовладельческих государств, основу которых составляло преуспевающее зерновое хозяйство. Основным видом поселения, как и прежде, оставалась деревня, но уже появились центры ремесла и торговли — города, называемые нагара или пура.
Средневековая деревня, называемая нигама, мало чем отличается от современной. Обычно расположенная среди джунглей деревня со всех сторон ограждена от диких зверей непроходимой высокой стеной колючих кустарников. Глинобитные, оштукатуренные и побеленные домики с прилегающими фруктовыми садами живописно группируются вокруг искусственного или естественного пруда, от которого расходятся по полям оросительные каналы. О крестьянском доме мы можем судить по одному довольно типичному современному деревенскому жилищу, мало чем отличающемуся от средневекового.
Дом, предназначенный для отдельной семьи, имеет перистильный двор, окруженный по внутреннему периметру жилыми и хозяйственными помещениями (кухня, кладовая). Зернохранилище стоит особняком и приподнято на столбы для защиты зерна от муравьев. Выступающая цокольная часть здания образует площадку-лежанку, на которой спят и работают. Крестьяне, как правило, сами строят свое жилье. При желании взрослых членов семьи отделиться к старому дому пристраивается новый, со своим собственным внутренним двориком и садом. Мебель в таком доме крестьянина очень простая: низкий столик для еды, кровать для хозяина дома; женщины и дети обычно спят на циновках.
Крестьянское жилище
А — разрез; Б — план:
1 — жилые комнаты; 2 — деревянные столбы; 3 — открытый дворик; 4 — зернохранилище;
В — деревянный столб; Г — соединение деревянных брусьев
А — разрез; Б — план:
1 — жилые комнаты; 2 — деревянные столбы; 3 — открытый дворик; 4 — зернохранилище;
В — деревянный столб; Г — соединение деревянных брусьев
С развитием городов остров во всех направлениях стал покрываться сетью благоустроенных дорог, в настоящее время потерявшихся в джунглях или же послуживших основой для современных трасс. Главные пути соединяли между собой города Анурадхапуру, Полоннаруву, морские порты Мантоту (близ современного Маннара), Тринкомали, бывшие важными центрами торговли и ремесла. Вдоль торговых путей начиная с IV в. строились амбалам — дома для отдыха странников и купцов. Причем отдельные дороги предусматривались для передвижения на волах, слонах, на легких повозках, а также для пешеходов. Насаждения тенистых деревьев (баньяна) защищали путников от палящего солнца; на столбах, расположенных вдоль дороги, были указатели и поясняющие надписи.