Архитектура Камбоджи VII—VIII вв. Ишанапура Самбор Прей Кук
Архитектура Камбоджи
Храмы VII в. поражают богатством скульптурного убранства, многообразием типов и форм. Планировочные схемы сооружений более разнообразны по сравнению с планировкой построек предыдущего периода. Центральное святилище окружалось пристройками, входными вестибюлями, многостолпными залами. Стены храмов раскрепованы орнаментированными пилястрами, перемычки украшены изящными растительными гирляндами с фантастическими фигурами. Боковые фасады оформлены ложными нишами и ложными дверями; ярусы, завершающие центральное святилище, также имеют ложные ниши и богато орнаментированные проемы. Форма покрытия прасатов различная: круглая, вытянутая, вазообразная и двускатная.
Характерными памятниками VII в. являются сооружения храмового комплекса Самбор Прей Кук. Комплекс состоит из трех главных групп святилищ (центральной, южной, северной) и окружающих их четырех второстепенных групп. Кроме того, имеются единичные святилища без оград, что свидетельствует о возможном наличии общей ограды вокруг всего религиозного центра.
Южная группа, окруженная двумя прямоугольными оградами, состоит из центрального прямоугольного в плане святилища и окружающих его пяти многоугольных башен. Внутренняя ограда прорезана четырьмя кирпичными въездными башнями, а внешняя — двумя, ныне не сохранившимися. Внутри центральной башни стены раскрепованы пилястрами и покрыты штуком с медальонами. Стены ограды с высоким цоколем раскрепованы пилястрами, пространство между которыми заполнено скульптурными изображениями. Стены завершены карнизом с округлым двускатным покрытием.
Ишанапура, VII в. Комплекс Самбор Прей Кук. Южная группа святилищ.
План.
Поперечный разрез центрального святилища.
Ограда группы святилищ.
План.
Поперечный разрез центрального святилища.
Ограда группы святилищ.
Основное сооружение центральной группы — главное святилище размером в плане 8,35х5,56 с двойной оградой. Оно перекрыто ложным сводом при толщине стен 2,5 м и высоте 14 м. С восточной стороны между оградами размещены подсобные строения, два многоколонных зала, симметричных основной композиционной оси восток — запад, и бассейн.
Ишанапура, VII в. Самбор Прей Кук. Главное святилище центральной группы. Фасад, разрез
Ишанапура, VII в. Самбор Прей Кук. Главное святилище центральной группы. План
Северная группа включает разновременные памятники. Она состоит из главной башни (VII в.), расположенной в центре террасы, четырех небольших храмов (VIII в.) и нескольких башен между оградами с западной стороны, относящихся к более позднему периоду.
Ишанапура, VII в. Самбор Прей Кук
1 — северная группа святилищ; план; 2 — святилище № 17; разрез; план (чертежи выполнены по обмерам А.Парментье)
1 — северная группа святилищ; план; 2 — святилище № 17; разрез; план (чертежи выполнены по обмерам А.Парментье)
Тенденция к ансамблевой организации прасатов, которая проявилась в южной и северной группах Самбор Прей Кук, в дальнейшем строительстве получила большое развитие. Самым распространенным был принцип шахматного размещения пяти прасатов на платформе с доминирующим центральным святилищем.
В северной части комплекса расположено святилище, построенное из песчаниковых плит с плоским покрытием (святилище № 17). Плиты покрытия с фасадной стороны имеют небольшие круглые ниши с фигурками. Такое плоское покрытие, применяемое и в период Фунани (IV—VI вв.), отдаленно напоминает перекрытие индийских сооружений, однако влияние индийской культовой архитектуры на кхмерское зодчество в это время уже закончилось.
К VIII в. культурные связи с Индией значительно ослабли, а экспортированные из Индии религиозные, философские и космогонические идеи получили местное воплощение в своеобразных формах архитектуры. Это сказалось на группировке отдельных башен в ансамбли, совершенствовании типа покрытия прасата, а также на развитии самобытных монументально-декоративных приемов скульптурного убранства кхмерских храмов.
В храмовой архитектуре преобладает строительство отдельных и сгруппированных святилищ на возвышающихся точках рельефа, а не в горных массивах, что было типично для зодчества Индии. В кхмерских памятниках Пра Вихеаре, Вате Пхоу и Прасате Неак Буо, построенных на склонах Дангрекских гор, главные архитектурные объемы расположены на вершинах. Подходы к главным святилищам комплексов решены серией террас и лестниц вдоль склона горы, что свидетельствует о преемственности местных строительных традиций, ведущих начало от анимистических представлений и культа предков, поклонение которым совершалось на вершинах гор.
Важным для развития градостроительства Камбоджи было формирование геометрической структуры плана города. Так, столица раннефеодальной Камбоджи Бантай Прей Накор получила компактную квадратную конфигурацию (2,5x2,5 км) с размещением общественного и религиозного ядра в центре города благодаря строительству святилища Пра Зэт Том в группе прасатов Пра Зэт Ток (V в.). Таким образом, геометрический центр города стал фиксироваться главным святилищем культового сооружения.
В конце VIII в. закончился раннефеодальный период в развитии Камбоджи, который хронологически совпал с разделением страны на две части: Северную и Южную.