Архитектура Монголии XVI — начала XX в. Архитектурные стили Монголии. Смешанная архитектура Китая, Монголии, Тибета
Архитектура Монголии > Архитектура Монголии XVI — начала XX в.
Монголия в силу исторических условий оказалась страной, где наряду с совершенно самостоятельным развитием национального зодчества получила развитие оригинальная «смешанная» архитектура, которая была продуктом сосуществования в непосредственном соприкосновении культур народов Китая, Монголии и Тибета.
Наиболее старые монголо-китайские постройки появились после принятия Халхи в подданство маньчжурской династии (1691 г.). Первые из них возникли среди аймачных храмов крупнейшего кочевого монастыря Халхи Да-хуре.
Высшее духовенство ламаистской церкви Монголии старалось проявить свои верноподданические чувства, что нашло выражение в украшении храмов элементами китайского зодчества. Взяв за основу монгольский сборно-разборный квадратный в плане храм, ламы срезали верхнюю часть его крыши и на образовавшейся таким образом квадратной площадке сооружали небольшой (сравнительно с храмом) объем, перекрытый китайской крышей, так называемый «гонхон». Эта квадратная надстройка также была сборно-разборной. Распространенная в китайских храмах черепичная кровля, конечно, не могла применяться в кочевых храмах и поэтому была талантливо имитирована из дерева. Позже (начиная с XIX в.) под черепицу стали имитировать и металл, чаще всего листы золоченой меди.
Образование архитектурных стилей в Монголии
1 — постройки китайской архитектуры с крышей простейшей формы; 2 — постройки монгольской национальной архитектуры; 3 — постройки тибетской архитектуры; 4 — постройки китайской архитектуры с кровлей сложного очертания; 5 — ранняя монголо-китайская архитектура; 5 — тибето-китайская архитектура; 7 — позднейшая монголо-китайская архитектура; 8 — тибето-монгольская архитектура
1 — постройки китайской архитектуры с крышей простейшей формы; 2 — постройки монгольской национальной архитектуры; 3 — постройки тибетской архитектуры; 4 — постройки китайской архитектуры с кровлей сложного очертания; 5 — ранняя монголо-китайская архитектура; 5 — тибето-китайская архитектура; 7 — позднейшая монголо-китайская архитектура; 8 — тибето-монгольская архитектура
Постройки ранней монголо-китайской архитектуры четко делятся на две части: верхнюю (китайскую) и нижнюю (монгольскую). В дальнейшем четкое деление храма на две разностильные части постепенно стиралось. Стены монгольского типа (сборный фахверк) сочетались с оконными проемами китайской формы. Фахверковые стены иногда штукатурили, но рисунок фахверка оставался выявленным, так как раствор штукатурки наносился только на заполнение фахверка. Монгольская шатровая крыша из деревоплиты имела ребра чуть загнутые вверх, что характерно для китайской архитектуры. Такие постройки располагались в монастырях Мурэн-хуре на р. Дэльгэр-Мурэн и Ван-Хуре (Дайчин-ван) по среднему течению Орхона.
Характерными памятниками монголо-китайской архитектуры являются храмы в Да-хуре.
Улан-Батор. Храмы монголо-китайской архитектуры
1 — монастырь Да-хуре, храм, XVIII в. Китайский портик позднейшего времени; 2 — монастырь Гандан, храм Трех субурганов. Гонхон (стены и крыша) облицован золоченой медью (год постройки не установлен)
1 — монастырь Да-хуре, храм, XVIII в. Китайский портик позднейшего времени; 2 — монастырь Гандан, храм Трех субурганов. Гонхон (стены и крыша) облицован золоченой медью (год постройки не установлен)
Архитектура храма Трех субурганов в Гандане (Улан-Батор) характерна гонхоном, облицованным золоченой медью.
После того как в Халхе было освоено строительство каменных зданий и постройки, выполненные в традициях Китая и Тибета, уже получили широкое распространение, стали появляться храмы оригинальной тибето-китайской архитектуры. Композиция таких храмов целиком построена на контрастах.
Объемное решение представляло собой сочетание по высоте двух объемов: нижнего, выполненного в архитектурных традициях Тибета, и верхнего — в традициях китайской архитектуры. Разграничение этих объемов было очень четким.
На монументальном белом постаменте (тибетская часть) покоилась легкая нарядная деревянная надстройка с китайской крышей. Стены надстройки окрашивались обычно в красно-коричневые тона, а крыша могла быть красной, зеленой или золотой. Стены тибетской половины храма выполнялись чаще из кирпича, который потом покрывался слоем густой побелки. Таким образом, контраст существовал в объемном решении, цвете, фактуре и материалах. Храмы тибето-китайской архитектуры чрезвычайно эффектны, в силу чего и получили большое распространение в Северной Монголии.
Первые храмы тибето-китайской архитектуры появились в Халхе не раньше начала XVIII столетия, но вскоре их можно было встретить почти во всех монгольских монастырях.