Архитектура Непала. Бхактапур (Бхадгаон) Дворец «пятидесяти пяти окон» Бхупатиндры Маллы - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Непала. Бхактапур (Бхадгаон) Дворец «пятидесяти пяти окон» Бхупатиндры Маллы

Архитектура Непала
    В Лалитпуре почти все основные монументальные сооружения дворцов и храмов расположены в центре города, на главной, прямоугольной в плане площади дюрбара, середину которой занимают храмы, а по сторонам ее расположены дворцы, жилые и торговые здания.
    Большим изяществом и грациозностью отличаются стоящие друг за другом, окруженные ажурной аркадой храмы типа шикхары — круглый в плане храм и храм Кришна Мандир 1637 г. Своими пирамидально-ярусными колоннадами храм Кришна Мандир напоминает Панч-Махал — летний дворец Акбара в Фатихпур-Сикри XVI в. В колоннаде применен специфический для Непала и других горных районов Гималаев своеобразный «ордер» стоечно-балочной системы, в которой балки, или же перемычки (оконные и дверные) поддерживаются кронштейнами. Этот «ордер» развился в деревянном зодчестве и затем был перенесен в каменное. Наружные стены святилища покрыты рельефом, изображающим сцены из «Рамаяны» и «Махабхараты».
    Недалеко от площади возвышается покрытый резными терракотовыми плитами храм Маха-Будха XVIII в., похожий на скульптурный монумент. Храм повторяет композицию и формы известного индийского храма в Будх-Гайе VI в. Здесь же находятся храмы типа пагоды. Среди них известный стенными росписями буддийский храм Хирания Махавира с трехъярусной крышей и многочисленными статуями из бронзы, камня и дерева.
    На той же площади выделяется выразительным силуэтом храм Махендранатха типа пагоды (1408) с огромными нависающими крышами и высоким уступчатым основанием, посередине которого прорезан лестничный спуск, фланкированный статуями божеств и животных. Внутри храма находится уникальная огромная стульптура Будды. Этому храму поклоняются и буддисты и индусы.
    В Бхактапуре (в 15 км к юго-востоку от Катманду), основанном в 865 г., не одна, а три площади.
Бхактапур (Бхадгаон). Дворец «пятидесяти пяти окон» Бхупатиндры Маллы и его статуя. «Золотые ворота»
Бхактапур (Бхадгаон). Дворец «пятидесяти пяти окон» Бхупатиндры Маллы и его статуя. «Золотые ворота»
    Праздничная торжественность царит на парадной площади дюрбара, на которую обращен главным нарядным фасадом трехэтажный так называемый дворец «пятидесяти пяти окон» Бхупатиндры Маллы (1679 г.). На темно-красном кирпичном фоне его стен резко выделяются почти черные, покрытые богатой резьбой деревянные наличники, ставни окон и деревянный, слегка нависающий верхний этаж. Рядом с ним блистают увенчанные позолоченной крышей с колоколами «золотые ворота» с золоченым килевидным резным тимпаном и пилястрами (вторая половина XVIII в.).
    Напротив ворот установлена массивная колонна (высотой 10 м), несущая металлическую статую Бхупатиндры, преклоненного на троне, под церемониальным зонтом. А рядом с ней возвышаются каменный храм с шикхарой и колокольня с колоколом на двух столбах, приподнятая на постамент. «Золотые ворота» ведут в уютный царский внутренний двор, окруженный деревянной галереей. Двор ведет в сады с искусственными водоемами и фонтанами.
    К дюрбару примыкает другая довольно просторная площадь, замкнутая с двух сторон трехэтажными административными зданиями. Для того чтобы попасть на торговую площадь, необходимо спуститься от дюрбара вниз по узкому, сильно затененному переулку, и здесь неожиданным образом взору открывается ярко освещенная просторная, почти квадратная в плане площадь с замыкающими ее по сторонам величественными зданиями храмов типа пагоды и жилыми резиденциями. Один из этих храмов — Бхайрава-Натха, прямоугольный в плане, был перестроен в трехъярусный в 1718 г.
    Большое впечатление оставляет храм Ньятопола (1708) — самый крупный в Непале, уходящий пятью ярусами в небо. Храм стоит на высоком ступенчатом постаменте. По бокам каменной лестницы, ведущей наверх к святилищу, поставлены каменные изваяния двух легендарных неварских героев, а выше — фигуры слонов, львов и фантастических животных.
    На подкосах, поддерживающих крышу, — скульптурные изображения эротического содержания, отвечающего тантрическому культу, которому посвящен храм.
    Самым крупным и развивающимся городом Непала является его столица — Катманду (в переводе город деревянных зданий). Город, основанный в VIII в. под названием Кантипур, был переименован в Катманду в 1596 г., когда было выстроено сохранившееся ныне самое крупное в то время деревянное здание Кастамандапам, предназначенное для буддийских паломников.
    Это прямоугольная в плане огромная открытая многоколонная галерея. В центре расположена деревянная лестница, ведущая на верхние этажи. Высокие сдвоенные деревянные столбы поддерживают четыре уменьшающиеся кверху этажа с нависающими над ними четырехскатными черепичными крышами. Кастамандапам расположен в старой части города, на углу трапецеобразной площади дюрбара, где теснятся многочисленные храмы, в большинстве своем типа пагоды.
    Здесь же находится старинный дворец неварских правителей Ханумандхока с великолепными интерьерами, стены которых покрыты росписями, используемыми для особо торжественных церемоний, например коронации короля. Дворец разросся в большой комплекс, включающий более чем 50 разновременных построек. Среди них возвышается храм королевской семьи Талежду Бхавани с четырьми ярусами крыш, а также шестиэтажная (прямоугольная в плане) часть более поздней постройки дворца Притхви Нарайяна Шаха с четырьмя ярусами нависающих крыш. Перед входом во дворец Ханумандхока с течением времени образовался пестрый по колориту и фантастичный по замыслу ансамбль, состоящий из колоколен, каменных изваяний божеств и животных, огромных барабанов и часовенок.
    На окраине города, на берегу реки Багмати, по соседству с гхатами (место кремации) возвышается Пашупатинатха XIII в. — известный храм типа пагоды. Большой искусственный водоем Рани Покхари с храмиком в центре был сооружен в 1639 г. недалеко от Тундикхел — большой открытой площади для военных парадов.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому