Архитектура Таиланда VI—XIX вв. Лампун Ступа. Лопбури Ват Сам Йот. Аютия Ват Пра Срисанпет. Након-Патом Патомчеди - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Таиланда VI—XIX вв. Лампун Ступа. Лопбури Ват Сам Йот. Аютия Ват Пра Срисанпет. Након-Патом Патомчеди

Архитектура Таиланда
    Архитектура доаютийского периода (VI—XIV вв). Памятники культового зодчества этого времени предшествовали формированию национальной архитектуры Таиланда.
    Древнейшие сохранившиеся остатки памятников относятся к периоду государства Дваравати (VI—XI вв.). Они свидетельствуют о близости к монской культуре. В это время строились ступы различных типов и кирпичные храмы. Чаще других встречаются ступы с колоколом полусферической формы и ступы в виде квадратных многоярусных пирамид, изрезанных небольшими нишами с изображением Будды. К числу немногих сохранившихся памятников относится пятиступенчатая ступа в Лампуне, построенная в 1218 г.
    К этому же периоду относится и формирование типа центрических зданий с внутренним пространством. Фундаменты храмов центрического типа были открыты во время раскопок на территории государства Дваравати.
Лампун. Ступа. 1218 г.
Лампун. Ступа. 1218 г.
Лопбури. Ват Сам Йот. XII—XIII вв.
Лопбури. Ват Сам Йот. XII—XIII вв.
    В XI—XIV вв. в связи с завоеванием кхмерами государства Дваравати усиливается влияние кхмерской культуры. Наиболее характерные памятники этого периода сохранились в Лопбури. Они представляли собой преимущественно кхмерские каменные, реже кирпичные храмы башнеобразной формы — «пранги» — с небольшим внутренним пространством, перекрытым ложным сводом. Многие храмы сооружались в виде композиции из трех прангов, подобно храму Сам Йот, хорошо сохранившемуся до нашего времени. По-видимому, в это же время происходит формирование храмового комплекса — вата, тоже связанного с кхмерскими архитектурными традициями.
    В XIII—XIV вв., в период существования первого таиландского государства Сукотаи, продолжалось формирование тайской национальной архитектуры. От этого времени сохранились руины первых известных образцов таких традиционных культовых построек, как бот, вехан, мондоп, получивших впоследствии широкое распространение в стране. В зданиях этого типа стены и столбы возводили из кирпича или камня, перекрытия делали из дерева, кровлю крыли глазурованной черепицей.
    В этот же период получило развитие строительство двух типов таиландских ступ, обычно ориентированных по странам света. Первый тип — чеди (Часто чеди и пранг называют «пра-чеди» и «пра-пранг». Приставка «пра» означает здесь святой), представляющий собой ступу со ступенчатым основанием, на котором располагается колокол, увенчанный конусообразным шпилем, ведет свое начало от индо-сингальских и монско-бирманских образцов; второй тип — пранг происходит от башен кхмерских храмов. Башнеобразное сооружение пранг состоит из ступенчатого основания, реликварной камеры и венчающей части в виде сильно вытянутой вверх пирамиды с закругленными гранями.
Схемы основных типов таиландских ступ
Схемы основных типов таиландских ступ
1 — чеди с круглым колоколом (Ват Сакет в Бангкоке); 2 — чеди с квадратным колоколом (Ват Сакет в Бангкоке); 3 — пранг (Ват Праблачай в Бангкоке)
    Архитектура феодального Таиланда XIV—XIX вв. Развитие Таиландского государства в XIV—XIX вв. шло медленно. Все это время в стране сохранялась феодальная монархия с неограниченной властью королей. Огромное влияние в стране имело духовенство, проповедовавшее буддийскую доктрину с ее незыблемыми канонами искусства. Все это обусловило консервативность форм таиландского зодчества и позволило рассматривать архитектуру страны XIV—XIX вв. как единое целое.
    В архитектуре Таиланда ведущее место занимают культовые постройки. Как правило, они возводились из долговечных материалов — камня и кирпича с деревянными тиковыми конструкциями перекрытий. Культовые постройки делятся на два основных типа: ступы без внутреннего пространства или с маленьким интерьером в центре монолитного массива и здания с развитым внутренним пространством. К последней категории относятся храмы и другие культовые сооружения специального назначения. Культовые здания почти никогда не ставили обособленно, они были составной частью системы храмовых ансамблей или монастырей (ватов).
    Ступы Таиланда как типа чеди, так и типа пранг, разнообразны. Их размеры и пропорции варьируются в широких пределах.
Аютия. Ват Пра Срисанпет. XV—XVI вв.
Аютия. Ват Пра Срисанпет. XV—XVI вв.
    Классическим типом чеди можно считать три ступы дворцового вата Пра Срисанпёт в Аютии, построенные в конце XV — начале XVI вв. В этих ступах хорошо видно трехчастное членение. Первый элемент — сильно профилированное ступенчатое основание, составляющее около 1/4 высоты ступы, с четырьмя крутыми лестницами, ведущими к нишам с изображением Будды. В одной из ниш находится вход в маленькую реликварную камеру. Второй элемент чеди — колокол, также составляющий около 1/4 высоты ступы. Колокол увенчан характерным для Таиланда вытянутым конусообразным шпилем с профилировкой в виде многочисленных уменьшающихся кверху колец, стоящим на квадратном основании. Завершение составляет около половины высоты сооружения.
   Ступы Пра Срисанпет были оштукатурены, в то время как другие чеди нередко покрывали позолотой и стеклянной мозаикой.
    Чеди в системе храмового комплекса могли быть центральным сооружением подобно гигантской ступе Патомчеди в Након-Патоме или занимать подчиненное место.
Након-Патом. Патомчеди. Основана в VI в. Современный вид получила в XIX в.
Након-Патом. Патомчеди. Основана в VI в. Современный вид получила в XIX в.
Аютия. Ват Пра Срисанпет. На первом плане храм Пра Монкол Бопит. XVII в.
Аютия. Ват Пра Срисанпет. На первом плане храм Пра Монкол Бопит. XVII в.
    Ступа Патомчеди высотой 115 м, построенная в VI в., относится к числу наиболее почитаемых буддийских святынь Таиланда. Она неоднократно перестраивалась, причем очередные обновления сводились к возведению вокруг старой ступы новой. Современный облик ступа приобрела в конце XIX в.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому