Архитектура Камбоджи второй половины X—XII вв. Яшодхарапура Баппон. Ват Пхоу
Архитектура Камбоджи
Характерный для кхмерских городов принцип прямоугольно-центрической композиции наиболее ярко выразился в планировке столицы Яшодхарапуры (XI в.). Город (4х4 км) был окружен двойным кольцом оград с рвом между ними. Четыре главных магистрали отходили от главных входов храма. Центром Яшодхарапуры был храм Баппон — одно из крупных сооружений Ангкора.
Храм Баппон представлял пирамидальный комплекс, который ознаменовал новый этап в развитии кхмерской архитектуры. В отличие от Та Кео, где своды выложены из кирпича, галереи Баппона перекрыты ложным сводом из песчаника. К сожалению, применение деревянных балок и ригелей при строительстве Баппона, а также отсутствие необходимых связей между камнями губительно отразилось на сохранности Баппона, а позднейшие реставрации несколько изменили его первоначальный облик.
Главный подход к комплексу расположен с восточной стороны. К восточной гопуре подводит поднятая на колоннах дорога длиной около 200 м. Между наружной, ограждающей ансамбль стеной размером 425x125 м и основным объемом пятиярусной пирамиды (120х100 м) располагаются «библиотеки» симметрично основной широтной оси. Объем центральной части ансамбля решен компактно.
Яшодхарапура. Баппон, 1050—1066 гг. План
Яшодхарапура. Баппон, 1050—1066 гг. Фрагмент скульптурного убранства двери
Особый интерес представляет главная башня, возвышающаяся на 50 м над окружающим рельефом и некогда покрытая по деревянным стропилам и обрешетке пластинами из позолоченной меди. Скульптурное оформление Баппона имеет много общего с пластикой северного Клеанга, особенно растительный декор перемычек, колонн, обломов оснований. Характерно применение отдельных рельефных панно из песчаника на башнях и павильонах.
Комплекс Ват Пхоу расположен на лесистом склоне холма Пхоу Бассак. Он включает ряд прасатов, относящихся к VII в. В начале ансамбля расположен бассейн размером 200x600 м в направлении широтной оси храма. Между бассейном и главными сооружениями комплекса находятся две группы дворцовых строений, которые расположены симметрично широтной оси. Каждая группа состоит из четырех строений, обращенных главными галерейными залами к основной магистрали. Все четыре строения подняты на общем основании — террасе.
Ват Пхоу. План и разрез центральной части ансамбля
За дворцом следует серия скульптурно оформленных эспланад и лестниц, ведущих к святилищам на верхней террасе. Двенадцать уступов верхней террасы величественно подводят к главному святилищу. Главное святилище представляет собой крестообразный в плане прасат, объединенный с вестибюлем и трехнефным залом. Комплекс Ват Пхоу выполнен из латерита и песчаника. Система эспланад роднит Ват Пхоу с Пра Вихеаром, но в отличие от последнего площадки и марши окружены зеленью; этим особенно привлекателен ансамбль Ват Пхоу.
Конец XI — начало XII в. были для архитектуры Камбоджи временем наивысшего расцвета. В этот период были созданы крупнейшие архитектурные ансамбли, явившиеся основой создания города как единого архитектурно организованного пространства.