Архитектура Цейлона. Анурадхапура Площадка «Лунный камень», Дагоба. Сигирия-Нувара Дворцово-крепостной ансамбль
Архитектура Цейлона
Дагобы в Анурадхапуре встречаются самых различных размеров, но одинаковой в основном формы. Дагоба обычно представляет собой монолитное сооружение в форме полусферы (из кирпича, щебня или глины с оштукатуренной либо облицованной камнем поверхностью), покоящейся на круглой или квадратной в плане платформе, которая служит местом церемонии обхода дагобы и преподношения цветов и других даров. Дагобу увенчивает ведика, т.е. реликварий в виде куба, окруженного столбиками. На платформу ведут четыре лестничных входа, ориентированных по странам света.
Анурадхапура. Полукруглая площадка «Лунный камень». План и разрез
Анурадхапура. Дагоба, IV—VII вв. План
У подножья лестницы, ведущей к дагобе, выстлана из камня полукруглая площадка, называемая «Лунный камень», богато декорированная рельефными изображениями. («Лунный камень» неизменно украшает также подножье лестниц дворцов и других значительных зданий.) О таком «Лунном камне», обнаруженном в Анурадхапуре (диаметром 2 м 16 см), отличавшемся особой изысканностью и богатством декора, было сказано, что «он стоит всех драгоценностей Цейлона». В рельефе, слегка утопленном в поверхность камня концентрическими рядами по полукругу, изображены традиционные священные гуси «хамса», слоны, буйволы, львы и лошади, а также растения и цветы.
Напротив входов ставились алтари — каменные плиты с рельефными изображениями, иногда сооружались ворота — торана. В V в. в Анурадхапуре были сооружены торана для трех самых крупных дагоб.
Каменные лестничные ступени в дагобах, так же как и в общественных и дворцовых зданиях, обычно ограничены по обеим сторонам массивным парапетом с изображением чудовища с открытой пастью (знакомый мотив «макара» индийского происхождения) и карликовых фигур стражников — дварапал. Террасы, окружающие дагобу, ограждены балюстрадой. Необычайное своеобразие цейлонской дагобе придает окружающая ее в два или три ряда колоннада без антаблемента. На отдельно стоящие столбы такой колоннады иногда целыми гирляндами подвешивались лампы и факелы.
Отдельно стоящие столбы, на которых укрепляли светильники, было принято устанавливать в общественных местах, около больниц, бассейнов, домов приюта, дворцов. Очень часто такие столбы специально вводились в композицию отдельных комплексов дворцов, монастырей и культовых сооружений, придавая им торжественность и нарядность. Столбы, как правило, имели гладкий, квадратный в плане ствол с резными капителями.
Самая ранняя из уцелевших дагоб в Анурадхапуре Тхупара-дагоба (244 г. до н.э.) была перестроена в XIII и XIX вв. Руанвели-дагоба (I в. до н.э.), сильно реконструированная в XIX в., сохранила замечательную скульптуру сидящего Будды (IV в.) и «Лунный камень» (V в.) с рельефным изображением мудреца Капиллы (VII в.)
Письменные источники сообщают, что здания в Анурадхапуре (и других городах) снаружи и внутри покрывались штукатуркой, с нанесенным на нее слоем каолина и магнезита, придающего поверхностям белизну и блеск. Широко применялись стенные росписи по штукатурке (которая для этих целей смачивалась на ночь), а также по дереву, которое покрывалось для сохранности лаком. Скульптурные изваяния и рельефы (чаще всего из камня, иногда из штука или из кирпича и глины, покрытых штуком) раскрашивались.
В пластическом декоре и стенной живописи дворцовых и культовых зданий применялись одни и те же мотивы: в растительный орнамент часто вплетались изображения птиц и животных, а также стилизованные изображения, имеющие символическое значение, например, солнца, колеса (колеса закона жизни вселенной, вращаемого Буддой), кувшина с водой (символа изобилия).
Исключительно самобытный архитектурный памятник Цейлона — Сигирия-Нувара, поселение V в., открытое археологами в джунглях в 1895—1897 гг. В живописный ландшафт с причудливыми по формам скальными громадами, возвышающимися над равниной, с необычайным мастерством вписались монастырские ансамбли, храмы, дворцовые комплексы и другие различные сооружения Сигирии-Нувары, сгруппировавшиеся вокруг огромного водоема (шириной 400 м). Высокие каменные стены ограждали поселение, раскинувшееся на 1,5 км в длину и на 1 км в ширину.
Сигирия-Нувара. Дворцово-крепостной ансамбль, V—XI вв. Общий вид
Сигирия-Нувара. Дворцово-крепостной ансамбль, V—XI вв. План комплекса. Вход
Один из монастырских ансамблей располагался на острове, окруженном четырьмя искусственными водоемами. Весьма удачно буддийские монахи выбрали место для своих молитв — на высокой скале, в которой вырубили лестницы, скамьи, лоджии, окруженные цветниками. В одной из скал была устроена тюрьма. Снаружи виден ряд мелких отверстий, прорубленных в монолите скалы. Это — световые проемы в кельях заключенных. Со стороны входа скалу подпирают мощные гранитные столбы из монолитного блока.
Над всеми этими сооружениями возвышается огромная отвесная скала, на вершине которой разместилась царская резиденция — Сигирия-Гала. Здесь царь Касаппа I (V в.) вынужден был искать убежища от своих врагов.
Эту высокую недоступную скалу (высота 300 м, площадь примерно 100х150 м) с крутыми откосами сингалезские зодчие превратили в необычайный по своей красоте дворец-крепость, в котором почти невозможно отделить творчество человеческих рук от природы. Со ступенчатых террас, вырубленных на уступе вершины скалы, и видовых площадок с мраморными скамьями (асана) для отдыха и размышлений открываются необозримые живописные дали.
На этих террасах, затененных зеленой кроной декоративных деревьев, возвышаются красивые павильоны, галереи, колоннады дворцового комплекса, отражающиеся в зеркале лазурных вод искусственных и естественных озер. На одной из скал, нависшей над обрывом, находится площадка, огражденная отвесной стеной соседних скал. На ней уютно расположен зал аудиенций под открытым небом в тени гигантских развесистых деревьев.
Резервуарами воды для Сигирии-Галы служили, кроме естественных водоемов, пересыхающих в летнюю жару, вырубленные в скалах специальные цистерны, в которые собиралась дождевая вода. Поразительными в этом необычном комплексе являются монументальные росписи (напоминающие росписи Аджанты, Индия) на поверхностях отвесных скал, расположенных вдоль лестничных спусков. Зодчие, по- видимому, намеревались подбодрить поднимающихся по крутым ступеням утомленных путников изображениями обольстительных небесных красавиц.