Архитектура Индии XIII-XVIII вв. Архитектура Южной Индии. Чандрагири Дворец. Мадурай Дворец Найяков. Штат Керала Храм. Храм Южной Кеннары
Архитектура Индии > Архитектура Индии XIII-XVIII вв.
Южная Индия с огромным количеством храмовых сооружений крайне бедна памятниками гражданской архитектуры. Сохранились всего лишь четыре дворцовых здания, построенных между XVI—XVII вв. Лотос-махал в Виджаянагаре (1575), дворец в Чандрагири (начало XVII в.), дворец в Танджуре (около 1700) и дворец в Мадурай (начат в 1645 г.).
Лотос-махал — парковое дворцовое сооружение имеет пирамидально-ярусный верх и стрельчатые арочные проемы. Трехэтажный дворец в Чандрагири длиной 46 м стоит внутри крепости. Нижний этаж — каменный, верхние — деревянно-каркасные с кирпичным заполнением, покрытые штукатуркой. На каждом этаже в центре имеется большой зал с потолком из пересекающихся сводов, опирающихся на столбы. Здание завершено семиярусной башенкой типа дравидийской шикхары.
Чандрагири. Дворец, XVI в. фасад
Чандрагири. Дворец, XVI в. План
Большой интерес представляет дворцовый комплекс в Танджуре, состоящий из нескольких своеобразных сооружений. Отдельное здание предназначалось для тронного зала. В другом, продолговатом в плане здании расположен трехнефный зал, перекрытый сводчатым потолком, опирающимся на арки, с двускатной крышей. Пирамидально-ярусное башенное здание с 12 уменьшающимися кверху этажами было отведено для женской половины. Рядом с этим зданием возвышается смотровая башенка со сквозными арочными проемами.
В целом весь этот комплекс довольно эклектичен, в нем смешаны формы индусского происхождения с формами, заимствованными из мусульманских сооружений.
Наиболее обширным из известных четырех дворцов является Дворец Найяков в Мадурай. Главное здание, прямоугольное в плане (размер 137х76 м), имеет внутренний дворик (76,5х45,7 м), окруженный колоннадой тосканского ордера с перекинутыми по ней подковообразными непропорционально маленькими арочками. Стволы колонн выполнены из гранита, а арки — из кирпича и штука. Тронный зал перекрыт в центре куполом и окружен со всех сторон галереями со сводами, опирающимися на низкие приземистые колонны.
Мадурай. Дворец Найяков, XVI в. Интерьер зала аудиенций
Дворец в Мадурай представляет в общем удивительное смешение всевозможных стилей и форм, известных индийским мастерам, строившим брахманские храмы, христианские церкви в Гоа по заказу поселенцев-португальцев, мечети и мавзолеи в Биджапуре и Голконде. Однако, несмотря на разнохарактерность форм, дворец довольно гармоничен и весьма своеобразен.
На крайнем юго-западе Индии, на узкой полосе Малабарского побережья (современная Керала) и Южной Кеннары сохранились памятники XI—XVII вв., в которых воплощены древнейшие традиции удивительного самобытного строительного искусства. Архитектурные формы монументальных зданий, приспособленных к местным условиям тропического влажного климата, просты. Гладкие наружные стены (как правило, оштукатуренные) круглых или прямоугольных в плане зданий несут высокие двускатные (иногда в два или три яруса) крыши.
Нередко здание окружено деревянной колоннадой, поддерживающей крышу с огромным выносом. Внутри зданий поражают богатство резьбы и яркие росписи, украшающие стены и потолок. Основным строительным материалом для жилых домов служили глина, дерево и солома, для храмов — кирпич, камень, а для кровель употреблялась черепица.
Штат Керала. Храм, XI в. И храм Южной Кеннары, XVI в.
Малабарские храмы по плану и внешним формам почти неотличимы от обычных жилых и дворцовых построек. В храмах лишь отсутствует, как правило, присущий жилому дому внутренний дворик (часто в форме атриума). В центре двора нередко находился бассейн, в который стекала дождевая вода, используемая для хозяйственных целей.