Архитектура Камбоджи IX— первой половины X вв. Ангкор Пхимеанакас. Бантай Срей - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Камбоджи IX— первой половины X вв. Ангкор Пхимеанакас. Бантай Срей

Архитектура Камбоджи
    Столица середины X в. развивалась вокруг Пхимеанакаса, что значит «небесный дворец». Начиная с этого времени, «небесный дворец» становится постоянной резиденцией кхмерских королей до конца ангкорского периода. Пхимеанакас — прямоугольная пирамида с размером основания 35х28 м решена в виде трех уменьшающихся ярусов из латерита высотой по 12 м. Завершается пирамида центральной башней и окружающей ее узкой галереей из песчаника.
Ангкор. Пхимеанакас, X в.
Ангкор. Пхимеанакас, X в.
    Кроме строительства в центральной части города, были проведены большие работы по восстановлению некоторых участков ирригационной системы, по перестройке и украшению всей столицы. Надпись на памятнике Бат Тьхум, датированная X в., сообщает: «Он [Раджендраварман II (944—968)] восстановил священный город Яшодхарапуру и заставил ее блистать несравненной красой, построив дома, украшенные сверкающим золотом, дворцы, мерцающие драгоценными камнями, подобно дворцу Махендры на земле».
    В 952 г. сооружается храм Восточный Мебон, расположенный на острове посередине искусственного водоема — Восточного Барея. Мебон выражает в камне традиционную идею мироздания в окружении мирового океана. Объемно-пространственное решение Восточного Мебона во многом повторяет композицию Пре Руп.
    Выдающийся памятник архитектуры этой эпохи — небольшой храмовый ансамбль Бантай Срей, представляющий собой образец глубоко органичного синтеза архитектуры и скульптуры (Храм восстановлен Анри Маршалем в 1928 г. методом анастилоза). Храм основал в 967 г. царский сановник Яджнявараха в своем владении Ишварапуре, находящемся в 20 км северо-восточнее Ангкора. В центре террасы, окруженной четырьмя концентрическими оградами и рвом, расположены в ряд три башни, фланкируемые «библиотеками». Между первой и второй оградами находится шесть длинных залов. Все ограды имеют гопуры по главной оси восток — запад. Несмотря на общность планировочного решения гопур (крестообразный план), все они различны по размерам и формам.
Бантай Срей, 967 г. Разрез
Бантай Срей, 967 г. Разрез
Бантай Срей, 967 г. План ансамбля
Бантай Срей, 967 г. План ансамбля
    Отличительная особенность ансамбля — отсутствие больших объемов (высота главного святилища 9,3 м, сторона основания 8,4 м). Однако благодаря пропорциональному членению создается впечатление, что комплекс внушительных размеров. В скульптурном убранстве использованы лучшие достижения предшествующего периода. Фасады обработаны нишами со скульптурами, каноническими ложными порталами слышно украшенными перемычками, каскадами фронтонов и другими элементами декора, типичными для X в. В этом памятнике особенно ярко выражено пластическое решение архитектурных объемов.
Бантай Срей. Скульптурное убранство перемычки
Бантай Срей. Скульптурное убранство перемычки
Бантай Срей. Входной портал. Стенная ниша
Бантай Срей. Входной портал. Стенная ниша
    В храме Бантай Срей гармонично слились скульптурные образы с архитектурной формой. Особенно привлекательны образы женских фигур из розового песчаника, искусно врезанных в ниши из бледно-розового и желтого песчаника. Строгая классическая уравновешенность архитектурной композиции согласуется с живописностью скульптурных рельефов.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому