Архитектура Цейлона. Социальная архитектура. Руванвели Лечебница. Тиса-вева Общественные купальни. Панкулия Монастырский комплекс. Абхаягирия Уборные в монастырском комплексе - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Цейлона. Социальная архитектура. Руванвели Лечебница. Тиса-вева Общественные купальни. Панкулия Монастырский комплекс. Абхаягирия Уборные в монастырском комплексе

Архитектура Цейлона
    В Анурадхапуре, так же как и в других крупных городах этого времени, как сообщают цейлонские хроники, существовали больницы, родильные дома (сутигхара), бесплатные общественные столовые (бхатта) для неимущих слоев населения и монахов. В Анурадхапуре было найдено много своеобразных «кормушек» для бесплатной раздачи риса, наподобие обнаруженной «кормушки» VI в. в городе Магахаме в виде каменного желоба длиной 8 м и шириной 1,8 м.
    Больницы, называемые веджджазала, строились иногда в деревнях; например, правитель Буддаса, будучи сам врачом, учредил больницы в каждой деревне и создал в городах специальные больницы для слепых и хромых. В хрониках говорится о строительстве крупных больничных учреждений в V, VIII и X вв. в Анурадхапуре и Полоннаруве, причем правители (Паракамагаху I в Полоннаруве, например) обязали жителей деревень, прилегающих к городам, обеспечить больных продовольствием, медикаментами и организовать необходимый за ними уход. Обычно к больницам примыкали продовольственные склады.
    В Руванвели сохранилось одно из зданий лечебницы, которое соединялось с другими зданиями при помощи крытых галерей. В центре этого квадратного в плане здания размером 43,5x43,5 м размещался двор, окруженный по внутреннему периметру галереей и другими помещениями. Пролет между колоннами галереи около 5 м, пол заглублен примерно на 20 см. Вдоль одной стены двора установлен каменный желоб — кормушка длиной 14,5 м.
    На главных улицах и площадях Анурадхапуры, согласно цейлонской традиции, в дни празднеств и торжественных случаев воздвигались богато декорированные триумфальные ворота, называемые торана. Более скромные ворота было принято сооружать у входа во двор жилых комплексов.
Руванвели. Лечебница. План
Руванвели. Лечебница. План
Тиса-вева. Общественные купальни. План и разрез
Тиса-вева. Общественные купальни. План и разрез
    В городе было множество бассейнов, называемых покуна, для общественных омовений. Бассейны, обрамленные со всех сторон каменными лестницами и открытыми колоннадами, сквозь которые просвечивали красочные стенные росписи, скульптура, представляли собой лучшее украшение города.
    Большой художественностью отличается декоративное убранство интересного комплекса общественной купальни в Тиса-веве близ Анурадхапуры, в состав которого входят бассейны отдельно для детей (2,5х4 м) и взрослых (6х6 м), окруженные цветниками и замечательными, свободно скомпонованными рельефными изображениями слонов на естественном откосе скалы.
    Великолепные сады и парки Анурадхапуры с фруктовыми и декоративными деревьями, искусственными озерами, бассейнами для плавания, павильонами и беседками, в которых водилось множество ручных животных и птиц, разнообразие видов общественных зданий, их красота и монументальность, общее благоустройство города поразили воображение китайского паломника Фа Сяня, посетившего Анурадхапуру в начале V в.
    Большое место среди архитектурных памятников Анурадхапуры занимают многочисленные дагобы и монастырские комплексы. Монастыри были важнейшими центрами общественной и культурной жизни страны. Они строились как самостоятельные хозяйственные комплексы в уединенных местах, поблизости от торговых путей, а иногда в городах. В монастырский комплекс, обычно занимавший большую территорию, огороженную каменными стенами, кроме культовых сооружений и монашеских общежитий и столовых входили школы, лечебницы, мастерские.
Панкулия. Монастырский комплекс, XI—XIII вв. План
Панкулия. Монастырский комплекс, XI—XIII вв. План
Абхаягирия. Уборные в монастырском комплексе, X—XII вв.
Абхаягирия. Уборные в монастырском комплексе, X—XII вв.
    Представление о таком монастыре дают сохранившиеся постройки Панкулии. Один из характерных и крупных монастырских комплексов — монастырь Абхаягирия. В этом комплексе, так же как и в некоторых городских постройках Анурадхапуры, сохранились санитарные узлы, которые свидетельствуют о высоком уровне благоустройства. Сточные воды и отбросы собирались в подземные керамические сосуды и отводились по гончарным трубам далеко за пределы поселения.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому