Архитектура Японии IX—XII вв. (период Хэйан). Хэйан. Жилище синдэн-дзукури
Архитектура Японии > Архитектура Японии IV-XII вв.
Время, которое в истории Японии носит название «период Хэйан» (794—1185), характеризуется непрерывной борьбой крупных феодальных правителей, стремившихся к захвату власти в стране. Могущественный род Фудзивара, подчинив своему влиянию императорский двор, захватывает власть и в течение IX—XI вв. правит страной.
Согласно древним обычаям, в Японии после смерти каждого правителя резиденция должна была переноситься на новое место, что требовало каждый раз значительной затраты средств. В 782 г., вступив на трон, император Камму должен был покинуть г. Нара и начать строительство новой резиденции в г. Нагаока.
Продолжавшееся в течение 10 лет сооружение правительственных зданий в Нагаоке было внезапно прервано, так как политические интриги заставили императора искать новое, более благоприятное место для резиденции. Под воздействием дома Фудзивара было выбрано место в их владениях в 5 милях от Нагаоки. В 794 г. началось строительство новой столицы, получившей название Хэйан (Столица мира и спокойствия), впоследствии переименованной в Киото.
В период IX—X вв. китайское зодчество все еще оставалось образцом для японских строителей, о чем говорит и само название новой столицы, данное ей в подражание китайской столице Чанъань. При застройке японской столицы используются, как и ранее, градостроительные принципы Китая, характерные четкостью и симметричностью планировки.
Подобно тому, как в основу планировки Нары был положен план первой столицы Китая периода Тан — Чанъаня, так образцом для строительства Хэйана служила планировка второй столицы периода Тан — Лояна, а также восстановленного после войны г. Чанъань.
Подобно древним китайским городам Хэйан был построен на равнине и представлял в плане четырехугольник (около 5,5 км в направлении юг — север и около 5 км в направлении запад — восток), окруженный глубоким рвом. Широкой дорогой Судзака город разделялся на западную и восточную части. Эта главная магистраль, являлась осью города. Она начиналась на юге торжественными воротами Расёмон и по прямой линии доходила до южных ворот императорского дворца, расположенного у северной границы города.
Параллельно дороге Судзака были проложены десять улиц шириной 24—36 м. С запада на восток город также пересекали» улицы шириной 24—36 м, образовывая прямоугольные кварталы. Самая широкая магистраль (51 м), проходившая с запада на восток перед императорской резиденцией, носила название Ницзё.
Хэйан. План
1 — Императорский город; 2 — императорский парк; 3 — восточный рынок; 4 — западный храм; 5 — восточный храм
1 — Императорский город; 2 — императорский парк; 3 — восточный рынок; 4 — западный храм; 5 — восточный храм
Городские кварталы «то» (со стороной 120 м) обычно разделялись на 32 частных владения. Улицы между кварталами имели ширину 12 м. Эти кварталы в противоположность китайским «фан» танского времени не были замкнуты стенами. Только отдельные здания были скрыты стенами со стороны улицы. А в целом линии улиц не определялись стенами или фасадами зданий, примыкающих одно к другому. В японской столице применялась свободная планировка застройки, улицы были обсажены ивами и вишнями «сакура».
Рынки и храмы, а также школы располагались по традиции в наиболее значительных кварталах города. На юге, при въезде в город, по сторонам дороги Судзака были воздвигнуты западный и восточный храмы.
Небольшие каналы и рвы, окружающие город, служили средством сообщения между его отдельными районами.
Подобно другим средневековым городам Дальнего Востока, Хэйан был в основном застроен одноэтажными зданиями.
Только высокие пагоды и парадные крыши храмов, дворцов и жилищ знати возвышались над скромными небольшими домиками с дощатыми и соломенными кровлями, в которых обитали простые горожане - ремесленники, торговцы, ученые, художники, актеры и др. Размеры каждого дома были строго регламентированы и отвечали положению и рангу его владельца.
В течение X в. в Хэйане представители феодальной знати строили для себя жилища, характер которых значительно изменился по сравнению с сооружениями VII—VIII вв., существовавшими в Наре. Жилище знатного человека состояло из целого комплекса зданий, связанных между собой галереями. Главный павильон «синдэн» обычно размещался в центре, а другие здания группировались вокруг него. Позднее порядок размещения зданий изменился.
Основное прямоугольное здание синдэн, наиболее значительное по объему, выходило главным фасадом на южную сторону. Большой вынос крыши защищал от солнца и дождя обходную веранду с лестницей, которая вела в сад, расположенный перед синдэн, с небольшим прудом с островками, соединявшимися перекинутыми над водой изогнутыми мостиками. С западной и восточной стороны, ограждая сад, располагались различные беседки, соединенные легкими галереями, служившими для прогулок в ненастную погоду. К северу от главного павильона для женщин и детей иногда сооружали дополнительные дома, которые соединялись с главным зданием галереей.
Жилище синдэн-дзукури
Подобные постройки не сохранились, но представление о них дают описания и живопись на свитках. Вход в жилую усадьбу устраивался с восточной или западной стороны. Эти боковые входы вводили в галереи, идущие справа и слева от комплекса зданий в южную часть усадьбы к саду, где они обе или одна из них заканчивались беседкой над прудом.
Основу зданий составлял легкий деревянный каркас. Промежутки между столбами со стороны веранды заполняли решетчатыми деревянными панелями «ситомидо», которые могли подниматься вверх и закрепляться в подвешенном состоянии при помощи металлических крюков, свисавших с потолка комнаты. Иногда они поднимались в наружную сторону и удерживались металлическими стержнями, прикрепленными к карнизу.
Все здания были одноэтажными с драночными или дощатыми кровлями. Полы подымались над землей на столбах. Полы, веранды, наружные лестницы, каркас зданий — все выполнялось из дерева, которое в противоположность монументальным зданиям в этих постройках не окрашивалось.
Жилой комплекс такого рода носил название «синдэн дзукури» (стиль павильона синдэн). Этот тип жилища хэйанской аристократии, отличавшийся изысканной простотой отделки внутренних помещений, был характерным вплоть до XII в. Простота фасадов и интерьеров, свойственная этим постройкам, достигается намеренно и становится эстетическим принципом. Традиции, сложившиеся в архитектуре жилых зданий этого времени, продолжали развиваться в течение последующих веков.
Нераздельность архитектуры и природного окружения придавала привлекательность жилищу. Общий замысел композиции — дом-сад. Веранды соединяли здания непосредственно с садом или прудом. Обычно с северной стороны участка, среди зданий, в сторону сада протекали ручьи, над которыми соединительные галереи перекидывались «горбатыми» мостиками.