Архитектура Тибета. Лхаса. Дворец Потала - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Тибета. Лхаса. Дворец Потала

Архитектура Китая > Архитектура Тибета
    Над всем городом царит огромный дворец-крепость Потала (Дворец второго кормчего), служивший в течение трех последних веков жилищем далай-ламы — теократического правителя Тибета. Это величественное многоэтажное сооружение состоит из ряда зданий и является наиболее значительным памятником тибетской архитектуры.
Лхаса. Дворец Потала. XVII в. Общий вид, деталь стены
Лхаса. Дворец Потала. XVII в. Общий вид, деталь стены
Лхаса. Дворец Потала. XVII в. Фрагмент фасада
Лхаса. Дворец Потала. XVII в. Фрагмент фасада
    Согласно историческим сведениям, Потала был основан в VII в., но в 1646 г. при далай-ламе Наван-лобсан-джамцо (1617—1682) во дворец была перенесена его резиденция; к этому времени относится сооружение главных зданий. В дальнейшем в XVIII—XIX вв. дворец Потала продолжал расширяться и достраиваться. Предания рассказывают о тяжелом труде строителей-рабов, воздвигавших высокое здание дворца. Об этом же повествует и сохранившаяся во дворце стенопись, изображающая строительство Потала. Неизвестный художник правдиво показал многочисленных строителей, несущих в гору тяжелые камни.
    Огромный комплекс дворца, протянувшийся на 430 м, как бы вырастает из скалы, составляя с ней единое целое. Дворцовые здания сложены из тесаного, а местами и грубого, необработанного камня. Среди дворцовых зданий, окрашенных в белый цвет, возвышается темно-красный девятиэтажный Красный дворец — Побран-марпо, на плоской крыше которого возвышаются павильоны с позолоченными крышами китайского типа, венчающие усыпальницу, расположенную внутри здания.
    Стены дворцовых зданий с большими скатами по углам утолщаются книзу. Фасады с множеством часто расположенных окон в нижней части глухие. Отдельные здания имеют балконы, выступающие один над другим, что еще более усиливает устремленность зданий кверху.
    Главная южная сторона дворца обнесена стеной и рядом построек, а в северо-западной части расположен круглый бастион, что подчеркивает крепостное значение дворца Потала. К подножию зданий по склону горы зигзагообразно поднимаются три крутые каменные лестницы с массивными ступенчатыми каменными оградами. Лестницы объединяют комплекс с площадью перед дворцом и городом. Эстетическое впечатление от величественного дворца усиливается также от огромных темно-красных завес, свисающих по фасаду, которые защищают росписи и отдельные части дворца от солнечных лучей и непогоды.
    Внутренние помещения дворца, насчитывающие около 1000 комнат, узких полутемных коридоров, переходов и лестниц, состоят из двух основных частей. В первой части расположены жилые комнаты далай-ламы, спальни, молельни, ритуальные залы, библиотека и склады, а также помещения дворцового персонала и приближенных далай-ламы. Во второй части — главное святилище — усыпальницы далай-лам, украшенные золотом и драгоценными камнями, и ритуальные залы.
    Самая высокая усыпальница XIII далай-ламы в форме чортэна (ступы) из кованого золота достигает высоты трех этажей (около 10 м). Она богато украшена барельефами с изображениями деятелей ламаизма, инкрустацией драгоценными камнями. На ее ступенях стоят великолепные золотые и фарфоровые лампады XVI—XIX вв., усыпанные драгоценными камнями. Стены святилища украшены живописью на сюжеты преданий и событий из жизни далай-ламы, как, например, изображение его поездки в Пекин и встреча с императрицей Цыси.
    Наиболее древняя часть дворцового комплекса — это комната в самой нижней части здания, сложенная из грубого, необтесанного камня. Сохраняющийся в центре ее холм — это вершина горы Марпори, на которой сооружен чортэн в виде груды камней. Рядом находится темная, украшенная скульптурой комната неправильной формы (около 10 м2), которая, по преданию, служила спальней царя Сронцзангамбо и царицы Вэнь Чэн.
    Белый ритуальный зал дворца богато украшен стенописью, резными консолями, мозаикой.
    Грандиозный ансамбль Потала является замечательным памятником трудолюбия и одаренности тибетского народа.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому